Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2016 N Ф10-5233/2015 по делу N А09-6131/2015
Требование: О взыскании денежных средств, выплаченных в качестве субсидий.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что субсидии в виде единовременной помощи на бытовое устройство и грант начинающего фермера были использованы ответчиком не по назначению.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нецелевого использования субсидий установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. в„– Ф10-5233/2015

Дело в„– А09-6131/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Егоровой С.Г., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
от истца
Департамент сельского хозяйства Брянской области не явился, извещен
от ответчика
глава КФХ Пестерева А.А. не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пестеревой Аллы Александровны на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А09-6131/2015,

установил:

Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - департамент), обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пестеревой Алле Александровне (далее - глава КФХ Пестерева А.А.) о взыскании 588 240 рублей выплаченных в качестве субсидий.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, глава КФХ Пестерева Алла А. обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что полученные субсидии возврату не подлежат, так как условия их выплаты КФХ не нарушены, и денежные средства были использованы в соответствии с соглашением от 25.06.2012 в„– 23.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес конкурсной комиссии комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (правопредшественник Департамента сельского хозяйства Брянской области) 10.04.2012 поступило заявление от главы КФХ Пестеревой А.А. о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанных начинающими фермерами.
Согласно Протоколу в„– 2 от 19.06.2012 заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы), ответчик признан участником вышеуказанной программы.
На основании приказов комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области в„– 343 от 07.08.2012 "О распределении средств федерального бюджета по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2012 - 2015 годы) в 2012 году", и в„– 329 от 27.07.2012 "О распределении средств областного бюджета по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2012 - 2015 годы) в 2012 году", ответчику были выделены и перечислены на его счет денежные средства в сумме 588 240 рублей, в том числе субсидия в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 192 700 рублей и грант на создание и развитие КФХв сумме 395 540 рублей, что подтверждается платежными поручениями в„– 99735 от 08.08.2012 в„– 3641768 от 09.08.2012.
До 25 июня 2013 года в департамент сельского хозяйства Брянской области (правопреемник комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области) ответчиком не представлены документы, подтверждающие целевое использование единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 192 700 рублей и расходование средств гранта в размере 395 540 рублей в ходе осуществления коммерческой деятельности.
Оставление без удовлетворения претензии истца исх. в„– 3-440 от 04.02.2015 с требованием к ответчику возвратить субсидии в виде единовременной помощи на бытовое обустройство и гранта начинающего фермера в сумме 588 240 рублей послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ведомственной целевой программой "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), утвержденной Приказом комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области от 12 декабря 2011 года в„– 613 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы)", Законом Брянской области от 19 декабря 2011 года в„– 131-З "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" утвержден Порядок предоставления в 2012 году субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), действующий в спорный период (далее - Порядок), который регламентировал предоставление в 2012 году субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) и определяет критерии отбора крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Начинающий фермер, подающий заявление в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), должен принять на себя, в том числе, обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет (пункт 5.1 Порядка).
Субсидии начинающим фермерам предоставляются в форме: гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; единовременной помощи на бытовое обустройство главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанным начинающими фермерами (пункт 6 Порядка).
Субсидии, полученные начинающими фермерами в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, должны быть использованы начинающими фермерами в течение 12 месяцев со дня поступления на их расчетные счета на цели, указанные в подпункте 6.1 настоящего Порядка.
Субсидии, полученные начинающими фермерами в форме единовременной помощи на бытовое обустройство, должны быть использованы начинающими фермерами в течение 12 месяцев со дня поступления на их расчетные счета на цели, указанные в подпункте 6.2 настоящего Порядка.
Ответственность за целевое использование бюджетных средств несут главы крестьянских (фермерских) хозяйств, получившие субсидии (пункт 7.7 Порядка).
Согласно пункту 7.8 Порядка начинающие фермеры в сроки, установленные соглашением, заключенным с комитетом, направляют в комитет отчет о целевом использовании полученных ими субсидий и соответствующие документы. Ответственность за достоверность представляемых начинающими фермерами отчетов и документов, подтверждающих целевое использование субсидий, несут начинающие фермеры - получатели субсидий (пункт 7.8.2 Порядка).
Арбитражным судом правомерно отклонены доводы общества о том, что ответчик использовал денежные средства в виде субсидий в соответствии с целевым назначением.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт получения ответчиком по платежным поручениям в„– 99735 от 08.08.2012 и в„– 3641768 от 09.08.2012 денежных средств в сумме 588 240 рублей, в том числе субсидии в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 192 700 рублей и грант на создание и развитие КФХ в сумме 395 540 рублей.
Между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (Комитет) и КФХ Пестеревой А.А. 25.06.2012 было заключено соглашение в„– 23 о взаимодействии при предоставлении мер государственной поддержки начинающим фермерам по подведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 годы).
По условиям данного соглашения, начинающий фермер обязался в соответствии с планом расходов в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на свой счет использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства покупка с/х животных - поголовья овец, и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера подведение электроэнергии, водопровода, газа, строго на цели, указанные в плане расходов (п. 2.2.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения начинающий фермер несет ответственность за целевое использование гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также за достоверность, полноту и своевременность представления сведений, предусмотренных Соглашением.
Согласно пункту 2.2.8 соглашения, начинающий фермер, подающий заявление в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 гг.) берет на себя обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.
10.04.2012 ответчиком дано обязательство по осуществлению деятельности КФХ в течение пяти лет после получения гранта.
В соответствии с отчетом от 19.02.2015 представленным главой КФХ Пестеревой А.А. в отдел по переработке и малым формам хозяйствования департамента, КФХ не имеет выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, сумма уплаченных налогов составляет 0 рублей, деятельность не осуществляется.
Доказательств, подтверждающих целевое использование денежных средств в размере 588 240 рублей, в департамент сельского хозяйства Брянской области ответчиком не представлено.
Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ и установив отсутствие сельскохозяйственной деятельности со стороны главы КФХ Пестеревой А.А., что свидетельствует о нецелевом использовании субсидии, пришел к обоснованному выводу о том, что предоставленная субсидия подлежит возврату в доход бюджета.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А09-6131/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.И.КОЗЕЛКИН


------------------------------------------------------------------