Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2016 N Ф10-79/2016 по делу N А84-1020/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в регистрации транспортных средств, обязании осуществить регистрацию.
Обстоятельства: Заявитель не согласен с отказом в регистрации автомобилей, принадлежащих ему на основании договора купли-продажи.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сделка по реализации транспортных средств осуществлена в переходный период обществом, не переоформившим свои учредительные документы в соответствии с законодательством РФ и не осуществившим замены документов на транспортные средства. Представленные заявителем документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенных транспортных средств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. в„– Ф10-79/2016

Дело в„– А84-1020/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 19.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Форум-Бетон" (ул. Камышовое шоссе, д. 10, г. Севастополь, Республика Крым, 299014, ИНН 9201009183, ОГРН 1149204026971) - Ягунова В.П. - представитель (доверенность б/н от 12.02.2016, сроком до 31.12.2016);
от УМВД России по городу Севастополю в лице отдела ГИБДД УМВД России по городу Севастополю (ул. Промышленная, д. 1, г. Севастополь, Республика Крым, 299040) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форум-Бетон" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.09.2015 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 (судьи Градова О.Г., Омельченко В.А., Карев А.Ю.) по делу в„– А84-1020/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Форум-Бетон" (далее - ООО "Форум-Бетон", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения о признании незаконным отказа в регистрации транспортных средств, принадлежащих обществу на основании договоров купли-продажи от 26.12.2014, выраженном в письменном ответе от 06.04.2015, и обязании регистрирующего органа осуществить регистрацию транспортных средств.
Решением арбитражного суда от 07.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Форум-Бетон", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя общества, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 26.12.2014 между обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Бетон" (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Форум-Бетон" (покупатель) были заключены договоры купли-продажи транспортных средств за Nв„– 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
По актам приема-передачи транспортных средств от 26.12.2014 продавец передал покупателю в собственность технически исправный и свободный от каких-либо прав третьих лиц и иных обременений транспорт и относящиеся к нему документы, а именно:
1) КАМАЗ, государственный номерной знак СН5401АС, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– САЕ 664335, выданное Севастопольским МРЭО;
2) КАМАЗ, государственный номерной знак СН5397АС, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– СНС020115, выданное Севастопольским МРЭО;
3) КАМАЗ, государственный номерной знак СН6491АС, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– САЕ878161, выданное Севастопольским МРЭО;
4) КАМАЗ, государственный номерной знак СН5398АС, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– СНС005631, выданное Севастопольским МРЭО;
5) КАМАЗ, государственный номерной знак СН5396АС, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– СНС005630, выданное Севастопольским МРЭО;
6) КАМАЗ, государственный номерной знак СН6102АС, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– СНС020117, выданное Севастопольским МРЭО;
7) АвтоЦистерна, государственный номерной знак СН0846ХХ, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– СНС002892, выданное Севастопольским МРЭО.
Стоимость реализуемых транспортных средств стороны определили в размере 15 000 рублей.
04.02.2015 ООО "Форум-Бетон" обратилось в ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю с заявлением о регистрации вышеперечисленных транспортных средств, приобретенных на основании договоров купли-продажи транспортных средств от 26.12.2014 за Nв„– 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Письмом от 06.04.2015 (исх. в„– 15/2864) регистрационной службой УМВД России по городу Севастополю было отказано ООО "Форум-Бетон" в регистрации принадлежащих обществу транспортных средств.
Не согласившись с вышеуказанными действиями должностных лиц, ООО "Форум-Бетон" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.05.2014 в„– 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2014, внесены изменения в Федеральный закон от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 52-ФЗ), в соответствии с которыми данный закон дополнен статьей 19.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса. Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на дату совершения сделки по реализации транспортных средств продавец данных транспортных средств - ООО "Строительная компания "Форум-Бетон" свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не привело.
Вместе с тем, покупатель транспортных средств на дату их приобретения был зарегистрирован в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Приказом МВД России от 24.11.2008 в„– 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Собственник транспортных средств обязан снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в том числе в случае изменения собственника (владельца) (пункт 5 Правил регистрации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 в„– 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя", действовавшем в спорный период, для юридических лиц, зарегистрированных на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины, в переходный период устанавливался порядок замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков с выдачей паспортов транспортных средств.
Замена регистрационных документов в данных случаях осуществлялась на основании регистрационных документов, выданных в соответствии с законодательством Украины.
Как следует из материалов дела, ООО "Строительная компания "Форум-Бетон" на дату продажи спорных транспортных средств замену регистрационных документов на них не осуществило.
После приобретения транспортных средств в собственность ООО "Форум-Бетон", обратившись в регистрационную службу Российской Федерации с заявлением о регистрации транспортных средств, для указанных целей представило регистрационные документы, оформленные в соответствии с законодательством Украины и на иное лицо - продавца данных транспортных средств.
В силу требований вышеизложенных норм действующего законодательства Российской Федерации, а также принятых нормативных правовых актов, направленных на интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации, документы, представленные ООО "Форум-Бетон" для регистрации приобретенных обществом транспортных средств, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, а поэтому не могли служить основанием для такой регистрации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 в„– 605 утвержден "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента для государственной регистрации транспортного средства в регистрирующий орган должны быть представлены, в том числе документы на транспортное средство, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, - паспорт транспортного средства (сертификат соответствия).
Учитывая, что сделка по реализации транспортных средств осуществлена в переходный период юридическим лицом, не переоформившим свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не осуществившим замены регистрационных документов на данные транспортные средства, представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенных транспортных средств за новым собственником.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о правомерности оспариваемых действий должностных лиц регистрационного органа, в связи с чем решение суда об отказе ООО "Форум-Бетон" в удовлетворении заявленных требования является законным и обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 по делу в„– А84-1020/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форум-Бетон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------