Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.2016 N Ф10-898/2015 по делу N А09-7887/2015
Требование: О признании незаконным отказа в заключении на новый срок договора аренды земельного участка, обязании принять решение о заключении договора и подготовить проект договора аренды.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на то, что вопрос о заключении договора аренды на новый срок может быть рассмотрен после принятия процессуального решения по результатам проверки следственным органом дополнительных соглашений к договору аренды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт надлежащего исполнения заявителем обязательств по договору аренды установлен. Указанные уполномоченным органом основания для отказа в заключении договора законодательством не предусмотрены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. в„– Ф10-898/2015

Дело в„– А09-7887/2015

Резолютивная часть объявлена 01.04.2016
Полный текст постановления изготовлен 05.04.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Черненка Александра Николаевича (ОГРНИП 311325602000010, ИНН 323408300409, г. Брянск) - Кузьминой Е.В. (дов. от 15.04.2015 в„– 2-1110),
от Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (ОГРН 1093254008858, ИНН 3250511568, пр-кт. Ленина, д. 35, г. Брянск, 241002) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909, пр-кт. Ленина, д. 35, г. Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.10.2015 (судья Черняков А.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Рыжова Е.В.) по делу в„– А09-7887/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель Черненок Александр Николаевич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - Управление) в принятии решения от 11.06.2015 в„– 29/03-4243 об отказе в заключении на новый срок договора аренды земельного участка с кадастровым номером 32:28:0030902:33, площадью 5449 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства диспетчерского пункта, находящегося по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Степная, обязании Управления и Брянской городской администрации в срок, не более чем тридцать дней со дня принятия решения по настоящему делу, осуществить подготовку в трех экземплярах проекта договора аренды указанного земельного участка, подписать договор и направить его в адрес предпринимателя.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 01.09.2015 в качестве соответчика по делу привлечена Брянская городская администрация.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015, признаны незаконными действия Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по отказу в продлении срока действия договора аренды от 27.07.2012 года в„– 46600 земельного участка с кадастровым номером 32:28:0030902:33, площадью 5449 кв. м, по адресу: Брянск, ул. Степная, целевое использование: для строительства диспетчерского пункта. Суд первой инстанции обязал Управление устранить допущенные нарушения прав предпринимателя посредством рассмотрения заявки предпринимателя Черненок А.Н. и принятия соответствующего решения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и оставить заявление предпринимателя без рассмотрения, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права ввиду несоблюдения предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу Управления без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0030902:33, площадью 5 449 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства диспетчерского пункта, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский р-н, ул. Степная, на основании договора аренды от 27.07.2012 в„– 46600 и дополнительных соглашений от 15.04.2014, от 21.05.2014.
Согласно пункту 2.1. договора от 27.07.2012 срок аренды земельного участка составляет 3 года, с 27.07.2012 по 26.07.2015.
На указанном земельном участке расположен не завершенный строительством объект недвижимости - диспетчерский пункт, площадью застройки 119,1 кв. м, степень готовности 90%, принадлежащий предпринимателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Росреестра по Брянской области от 20.05.2015 серии 32-АЖ в„– 638375.
28.04.2015 предприниматель обратился в Управление с заявлением о продлении срока действия договора аренды спорного земельного участка.
В связи с отсутствием ответа на данное обращение ИП Черненок А.Н. 05.06.2015 направил в Управление письмо с просьбой в пятидневный срок рассмотреть заявление от 28.04.2015 и уведомить его о результате рассмотрения.
Письмом от 11.06.2015 в„– 29/03-4243 Управление сообщило предпринимателю о том, что вопрос о заключении договора аренды на новый срок может быть рассмотрен после принятия процессуального решения по результатам проверки Советским МСО СУ СК России по Брянской области дополнительных соглашений к договору аренды от 27.07.2012 в„– 46600 на спорный земельный участок.
Полагая, что действия Управления по отказу в заключении договора аренды на новый срок нарушают права и законные интересы предпринимателя, ИП Черненок А.Н. обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций подробно исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно, руководствуясь пунктом 21 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
На основании пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Поскольку предприниматель обратился в Управление с заявлением о продлении срока действия договора аренды спорного земельного участка после 01.03.2015, к данным правоотношениям применяются нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ).
Пунктом 21 ст. 1 Закона в„– 171-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен гл. V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 главы V.1 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Согласно п. п. 2 п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке находится объект незавершенного строительства, принадлежащий предпринимателю на праве собственности.
Пунктом 4.3.2. договора аренды земельного участка от 27.07.2012 предусмотрено, что арендатор имеет право по истечении срока действия договора заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
Срок действия договора аренды земельного участка определен до 26.07.2015, с заявлением о продлении срока действия договора аренды предприниматель обратился 28.04.2015, то есть не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
Таким образом, предприниматель, как лицо, добросовестно исполнявшее обязанности по договору аренды от 27.07.2012, своевременно обратился в Управление с заявлением о заключении договора аренды спорного земельного участка на новый срок.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ), либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
В ответе на обращения ИП Черненка А.Н. от 28.04.2015 и от 05.06.2015, Управление сообщило предпринимателю о проведении проверки Советским МСО СУ СК России по Брянской области в отношении дополнительных соглашений к договору аренды от 27.07.2012 в„– 46600, в связи с чем вопрос о заключении договора аренды на новый срок может быть рассмотрен после принятия процессуального решения.
Однако, изложенные в письме Управления от 11.06.2015 в„– 29/03-4243 основания для отказа в заключении договора аренды на новый срок, не предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды правомерно удовлетворили заявленные требования, установив, что в нарушение требований ст. 39.16, ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Управление необоснованно отказало индивидуальному предпринимателю в заключении договора аренды спорного земельного участка на новый срок.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, приведенные со ссылкой на нормы Федерального закона от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", подлежат отклонению судом кассационной инстанции как несостоятельные, поскольку из содержания данных норм не следует, что для урегулирования данного вида спора предусмотрен претензионный порядок.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований, в том числе, предусмотренных ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 02.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по делу в„– А09-7887/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------