Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.04.2016 N Ф10-786/2016 по делу N А68-7953/2015
Требование: Об обязании передать карточки регистрации и поквартирные карточки в отношении граждан, подлежащих постановке на регистрационный учет по месту регистрации или месту пребывания по многоквартирным домам.
Обстоятельства: Истец уведомил ответчика о выборе собственниками помещений способа управления многоквартирными домами и потребовал передать карточки паспортного учета. Требование истца оставлено ответчиком без ответа.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии и невозможности передачи ответчиком истцу истребуемых документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. в„– Ф10-786/2016

Дело в„– А68-7953/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Козелкина И.И., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца
ОАО фирма "РЭМС" Миклашевич В.В. (дов. от 28.03.2016), Гаскел Ю.А. (дов. от 04.09.2015)
от ответчика
ОАО "Областной единый информационно-расчетный центр" не явился, извещен
от третьего лица
МУП "Ремжилхоз" не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО фирма "РЭМС" на решение Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по делу в„– А68-7953/2015,

установил:

ОАО фирма "РЭМС" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к ОАО "Областной единый информационно-расчетный центр" (далее - ОАО "ОЕИРЦ") об обязании в пятидневный срок с даты вступления решения в законную силу передать карточки регистрации по форме в„– 9 и поквартирные карточки по форме в„– 10 в отношении граждан, подлежащих постановке на регистрационный учет по месту регистрации или по месту пребывания по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО фирма "РЭМС" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что, в связи с отсутствием у прежней управляющей компании - МУП "Ремжилхоз" необходимых истцу карточек поквартирного учета и их наличием у ответчика, заявленные исковые требования подлежали удовлетворению.
Факт наличия карточек, переданных ответчику прежними управляющими компаниями, не получившими лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, ОАО "Областной единый информационно-расчетный центр" не оспаривался.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, с 01.08.2015 собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тула, ул. Кауля, д. 5, корп. 1; г. Тула, ул. Кауля, д. 47, корп. 3; г. Тула, ул. Кирова, д. 17; г. Тула, ул. Кирова, д. 19а, ОАО фирма "РЭМС" выбрана управляющей компанией.
Письмом от 28.07.2015 в„– АТ/378 ОАО фирма "РЭМС" уведомила ОАО "ОЕИРЦ" о выборе способа управления указанными выше домами и в целях осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами просила ответчика передать новой управляющей компании карточки паспортного учета по формам Ф-9 и Ф-10.
Оставление ответчиком указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Тульской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд пришел к выводу о том, что ОАО "ОЕИРЦ" является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод не основанным на надлежащей оценке совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 в„– 713 ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 в„– 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
К перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе, относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с пунктами а, б пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. в„– 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости);
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил в„– 416.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую и иную документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, в случае предъявления управляющей организацией требования о передаче технической и иной документации, связанного с управлением домом, должник (предшествующая управляющая организация), в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 162 ЖК РФ обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать новой управляющей организации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 30.03.2010 в„– 17074/09.
Само по себе отсутствие у ответчика статуса управляющей организации не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В процессе рассмотрения спора, а также в суде кассационной инстанции ответчик не отрицал наличия у него требуемых истцом карточек регистрации по форме в„– 9 и поквартирных карточек по форме в„– 10.
Как следует из объяснений представителей истца, данные документы были получены ответчиком от прежних управляющих компаний, в связи с неполучением ими лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
С учетом данного обстоятельства суду при новом рассмотрении спора в порядке ст. 66 АПК РФ следует предложить сторонам представить соответствующие документы, подтверждающие факт передачи актов.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов.
Из смысла названной правовой нормы следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет цель восстановления нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
В силу п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу ст. ст. 12, 301 ГК РФ собственником может быть применен такой способ защиты нарушенного права, как истребование имущества из фактического незаконного владения иного лица.
Истец считает, что выбранный им способ защиты в виде понуждения ответчика передать карточки по формам в„– 9 и в„– 10, полученные им от прежних управляющих компаний, восстановит его нарушенное право.
В силу ч 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Между тем, арбитражным судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии и невозможности передачи ответчиком истцу истребуемых им документов.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что арбитражным судом при рассмотрении дела не выяснены имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 13.10.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по делу в„– А68-7953/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА

Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА


------------------------------------------------------------------