Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2016 N Ф10-672/2016 по делу N А35-4851/2015
Требование: О признании неправомерным отказа в предоставлении субсидии, обязании уполномоченного органа рассмотреть заявку на предоставление субсидии.
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал в предоставлении субсидии в связи с несоответствием заявителя требованиям Условий подачи гражданами заявок в конкурсную комиссию для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку факт осуществления заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. в„– Ф10-672/2016

Дело в„– А35-4851/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2016
Полный текст постановления изготовлен 18.04.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при участии в заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михеева Владимира Кузьмича (ул. Красный Октябрь, д. 7, кв. 48, г. Курск, 305029, ИНН 463222268660, ОГРНИП 314463209700067) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Комитета агропромышленного комплекса Курской области (ул. Радищева, д. 17/19, г. Курск, 305000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Председателя Комитета агропромышленного комплекса Курской области Горбачева Ивана Васильевича (ул. Радищева, д. 17/19, г. Курск, 305000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от администрации Курской области (Красная площадь, д. 9, г. Курск, 305000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
от Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 22.10.2015 (судья Лымарь Д.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу в„– А35-4851/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель Глава КФХ Михеев Владимир Кузьмич (далее - ИП Михеев В.К., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Председателю Комитета агропромышленного комплекса Курской области Горбачеву Ивану Васильевичу, Комитету агропромышленного комплекса Курской области (далее - Комитет АПК Курской области), администрации Курской области и Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Конкурсная комиссия) о признании отказа в предоставлении субсидии неправомерным и об обязании Комитета АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии рассмотреть по существу заявку на предоставление субсидии от 20.11.2014.
Решением арбитражного суда от 22.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, Комитет агропромышленного комплекса Курской области просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ИП Глава КФХ Михеев В.К. 20.11.2014 подал в Комитет АПК Курской области заявку на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение субсидии в виде гранта и единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам с приложением необходимых документов.
В ходе проверки Комитет АПК Курской области пришел к выводу о том, что заявитель не соответствует условиям предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Заявителю 01.12.2014 должностным лицом Комитета АПК Курской области направлено уведомление в„– 09.01-06/3861 об отказе по включению его заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового устройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм в связи с несоответствием претендента требованиям пункта 2.1 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 в„– 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166".
В обоснование указанного отказа Комитет АПК Курской области сослался на установление фактов регистрации ИП Главы КФХ Михеева В.К. в качестве хозяйствующего субъекта с 04.10.2006 по 03.04.2012, с 18.05.2012 по 28.03.2014.
Посчитав действия Комитета АПК Курской области по отказу в предоставлении субсидии незаконными, ИП Глава КФХ Михеев В.К. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.02.2012 в„– 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 в„– 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166" постановлением Администрации Курской области от 11.04.2013 в„– 199-па "О реализации ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Курской области на 2013 - 2015 годы" были утверждены Правила предоставления из областного бюджета субсидий в виде грантов и (или) субсидий в виде единовременной помощи на поддержку начинающим фермерам (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления данных видов субсидий.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил предоставление грантов и (или) единовременной помощи из областного бюджета осуществляется Комитетом агропромышленного комплекса Курской области за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в областном бюджете по соответствующему разделу, подразделу бюджетной классификации расходов бюджета на цели, указанные в пункте 1.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 1.5 Правил размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией по отбору претендентов на получение из областного бюджета субсидий в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субсидий в виде единовременной помощи для бытового обустройства начинающим фермерам и субсидий в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм с учетом уровня софинансирования расходов за счет средств областного бюджета и средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в целях, указанных в пункте 1.3 настоящих Правил, и не может быть выше максимального размера гранта, указанного в пункте 1.4 настоящих Правил.
На основании пункта 2.1 Правил для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров допускаются граждане Российской Федерации при соблюдении условий, установленных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 в„– 197 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 в„– 166".
Согласно пункту 2 Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение в„– 2 к приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 в„– 197) в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, с приложением документов, подтверждающих, в том числе факт отсутствия осуществления им предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя, а также факт неучастия в создании и деятельности коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет (пункт 2.1 Условий).
Перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2 настоящих Условий, устанавливается субъектом Российской Федерации (пункт 3 Условий подачи заявок).
В соответствии с пунктом 3.4.1 Правил, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 11.04.2013 в„– 199-па (в редакции, действовавшей в период спорных отношений), для участия в конкурсе заявитель подает заявку по форме в соответствии с Приложением в„– 1 к Правилам с приложением документов:
копии свидетельств о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и постановке на учет в налоговом органе;
копии паспорта;
копии: дипломов об образовании, подтверждающих наличие у него среднего специального или высшего профессионального образования сельскохозяйственной специальности, свидетельства об окончании курсов дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, трудовой книжки или выписки из похозяйственной книги, подтверждающей вхождение в состав членов личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
бизнес-план (в состав бизнес-плана включается план расходов);
копии договоров (предварительных договоров) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей (в ред. постановления администрации Курской области от 02.10.2014 в„– 626-па);
выписки из банковских счетов или справки, выданной кредитной организацией, подтверждающих наличие на счете заявителя денежных средств в объеме не менее 10 процентов от расходов, предусмотренных Планом (в ред. постановления администрации Курской области от 01.07.2013 в„– 413-па);
копии документов, подтверждающих его право собственности или право пользования на движимое и недвижимое имущество, участвующее в реализации бизнес-плана, либо имущество члена его крестьянского (фермерского) хозяйства, а также документов, подтверждающих остаточную стоимость указанного имущества (представляется в случае, если в соответствии с представленным заявителем бизнес-планом предусматривается использование собственного имущества заявителя либо члена его хозяйства) (в ред. постановления администрации Курской области от 01.07.2013 в„– 413-па);
письма финансово-кредитной организации о предварительной готовности в случае получения заявителем гранта и (или) единовременной помощи предоставить ему кредит с указанием суммы кредита, срока возврата и процентной ставки (представляется в случае, если в соответствии с представленным заявителем бизнес-планом предусматривается привлечение заемных средств);
справки о численности работников хозяйства, составленной заявителем, зарегистрированным после 01.01.2014;
справки о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, составленной заявителем, зарегистрированным после 01.01.2014 (в ред. постановления администрации Курской области от 27.03.2014 в„– 175-па);
информации о наличии ресурсов (в том числе трудовых), выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, составленной заявителем, зарегистрированным до 01.01.2014, по форме бухгалтерской отчетности, ежегодно утверждаемой Минсельхозом России (форма в„– 1-КФХ, форма в„– 2-КФХ годового отчета за предыдущий год) (в ред. постановления администрации Курской области от 27.03.2014 в„– 175-па);
формы федерального статистического наблюдения 3-Фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота".
В случае если документы, указанные в абзаце втором и абзаце восьмом (в части документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) подпункта 3.4.1 пункта 3.4 настоящих Правил, заявитель не предоставляет самостоятельно, то данные документы запрашиваются Комитетом в рамках межведомственного взаимодействия (пункт 3.4.2 Правил).
Уполномоченный работник Комитета в течение 7 рабочих дней с даты окончания подачи заявок и документов рассматривает поступившие документы на предмет соответствия заявителя условиям, указанным в пункте 2.1 настоящих Правил, и наличия документов, указанных в подпункте 3.4.1 настоящих Правил, и запрашивает в комитете потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области сведения:
а) о неосуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет до регистрации его в качестве главы хозяйства;
б) о неполучении заявителем средств финансовой поддержки в виде субсидий и грантов, полученных в рамках Федерального закона от 24 июля 2007 года в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
запрашивает в Комитете по труду и занятости населения Курской области сведения о неполучении заявителем средств финансовой поддержки в виде выплат на содействие самозанятости безработных граждан в рамках Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года в„– 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2010 году, утвержденной постановлением администрации Курской области от 28.12.2009 в„– 477; Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2011 году, утвержденной постановлением администрации Курской области от 18.11.2010 в„– 547-па; областной целевой программы "Содействие занятости населения Курской области на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации Курской области от 15.11.2011 в„– 572-па;
в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает в Управлении Федеральной налоговой службы по Курской области сведения о неосуществлении заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся ли заявитель учредителем (участником) коммерческой организации, сведения об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
по результатам рассмотрения включает заявку в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, и направляет письменное уведомление заявителю о включении его в перечень заявок или направляет уведомление об отказе во включении заявки в перечень заявок с указанием причины (пункт 3.4.10).
На основании пункта 3.4.11 Правил, основаниями для отказа по включению заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, являются:
несоответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2.1 настоящих Правил;
несоответствие заявки содержанию и установленной форме (приложение в„– 1 к настоящим Правилам);
непредставление в полном объеме или несоответствие документов, указанных в подпункте 3.4.1 настоящих Правил, за исключением документов, указанных в абзаце втором и абзаце восьмом (в части документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Как следует из материалов дела, основанием для отказа по включению заявки Михеева В.К. в перечень заявок, подлежащих рассмотрению Конкурсной комиссией, послужило несоблюдение пункта 2.1 Условий, а именно в течение трех последних лет, по мнению Комитета АПК Курской области, последним осуществлялась предпринимательская деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В подтверждение изложенных доводов Комитетом представлены сведения о регистрации Михеева В.К. в качестве хозяйствующего субъекта с 04.10.2006 по 03.04.2012, с 18.05.2012 по 28.03.2014.
Признавая указанные действия органа власти неправомерными, суд обоснованно учитывал следующее.
Как указано выше, в соответствии с Условиями подачи гражданами Российской Федерации заявок (приложение в„– 2 к приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 в„– 197) одним из оснований для отказа по включению в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, является факт осуществления заявителем предпринимательской деятельности в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
В ходе судебного разбирательства установлено, что до подачи спорной заявки Михеев В.К. регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и имел указанный статус в периоды с 21.04.2005 по 04.10.2006; с 04.10.2006 по 03.04.2012; с 18.05.2012 по 28.03.2014.
Однако, факт осуществления им в указанные периоды какой-либо предпринимательской деятельности Комитетом АПК Курской области в установленном порядке не доказан.
Исходя из прямого толкования вышеперечисленных норм действующего законодательства, только фактическое осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности в течение последних трех лет, предшествующих дате подачи заявки, служит основанием для отказа по включению заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии.
При таких обстоятельствах спора суд первой и апелляционной инстанций обоснованно признал незаконными действия Комитета АПК Курской области, выраженные в письме председателя указанного органа власти от 01.12.2014 в„– 09.01-06/3861, по отказу ИП Главе КФХ Михеева В.К. во включении его заявки от 20.11.2014 в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии.
Поскольку в силу пункта 3.5 Правил, утвержденных постановлением администрации Курской области в„– 199-па от 11.04.2013, рассмотрение заявок по существу относится к полномочиям Конкурсной комиссии, которая, в свою очередь, не обладает правами юридического лица и создана при Комитете АПК Курской области (пункт 1.1, 1.2, 3.8 Положения о комиссии, утвержденного постановлением Администрации Курской области в„– 199-па от 11.04.2013), в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя арбитражный суд обоснованно обязал Комитет АПК Курской области в лице Конкурсной комиссии по отбору претендентов на получение субсидий из областного бюджета в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств рассмотреть по существу заявку ИП Главы КФХ Михеева В.К. на предоставление субсидии от 20.11.2014 в установленном законом порядке.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 22.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А35-4851/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета агропромышленного комплекса Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------