Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.04.2016 N Ф10-1187/2016 по делу N А68-12287/2013
Требование: О взыскании задолженности по договору снабжения электроэнергии.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, ответчик не оплатил электроэнергию, полученную на общедомовые нужды.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суды не сослались на норму права, в соответствии с которой допустимо при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, применять расчетное значение на квартиру.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. в„– Ф10-1187/2016

Дело в„– А68-12287/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Козелкина И.И., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от истца Нефедова М.Н. (дов. от 21.12.2015);
от ответчика Захаровой С.В. (дов. от 11.01.2016), Шилина С.В. (дов в„– 36 от 15.01.2016);
от третьего лица представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования город Донской, Тульская область, на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А68-12287/2013,

установил:

публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", истец), г. Нижний Новгород, ОГРН 1075260020043, обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к муниципальному казенному предприятию "Дирекция единого заказчика" муниципального образования город Донской (далее - МКП "ДЕЗ" МО г. Донской, ответчик), Тульская область, ОГРН 1047103100406, о взыскании задолженности в размере 2 839 769 руб. 82 коп. за сентябрь, октябрь 2013 года и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 257 677 руб. 32 коп. (с учетом уточнения исковых требований, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Тулаэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.11.2015 (судья Нестеренко С.В.) исковые требования удовлетворены частично, с МКП "ДЕЗ" МО г. Донской в пользу ПАО "МРСК Центра и Приволжья" взыскана задолженность в сумме 2 817 757 руб. 97 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами 234 320 руб. 29 коп.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) решение Арбитражного суда Тульской области от 03.11.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, МКП "ДЕЗ" МО г. Донской подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 01.03.2013 между ОАО (в настоящее время - ПАО) "МРСК Центра и Приволжья" (поставщик) и МКП "ДЕЗ" МО г. Донской (покупатель) был заключен договор на снабжение электрической энергией в„– 4169152, по условиям которого поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии в объемах, необходимых покупателю для исполнения функции исполнителя коммунальных услуг, и в интересах покупателя через привлеченных третьих лиц обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии, а также иных услуг, а покупатель обязался оплачивать поставленную ему электроэнергию и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 6.2 указанного договора оплата электрической энергии и оказанных услуг, в том числе НДС производится покупателем до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета и счета-фактуры по показаниям приборов учета и за оказанные услуги, которые покупатель получает у поставщика.
Ссылаясь на то, что во исполнение условий договора ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в сентябре - октябре 2013 года поставило МКП "ДЕЗ" МО г. Донской электрическую энергию на сумму 2 839 769 руб. 82 коп., а последнее полученную электрическую энергию не оплатило, ПАО "МРСК Центра и Приволжья", уточнив исковые требования, просило суд взыскать стоимость электроэнергии в указанном размере и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 257 677 руб. 32 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций признали их доказанными, соответствующими положениям п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 354 от 06.05.2011 (далее - Правила в„– 354), а также исходили из того, что статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит запрета на установку и использование приборов учета в ветхих и аварийных домах в целях учета потребления электроэнергии и в случае их установки объем поступившей электроэнергии определяется по показаниям приборов учета.
Судебная коллегия не может признать выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствующими обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды сделали правильный вывод о том, что правоотношения по поставке коммунального ресурса возникли между ПАО "МРСК Центра и Приволжья", являющимся ресурсоснабжающей организацией в спорный период, и ответчиком - исполнителем коммунальных услуг в отношении управляемых им домов.
Довод ответчика о том, что договор энергоснабжения заключен только в отношении 14 многоквартирных домов, не может быть принят во внимание, поскольку сторонами не оспаривается, что фактически электроэнергия в спорный период поставлялась истцом в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, перечень которых согласован сторонами, то есть и в дома, не указанные в договоре.
Предметом спора явились разногласия, возникшие между истцом и ответчиком по оплате коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Согласно пункту 40 Правил в„– 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 44 Правил в„– 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, обязанность по оплате разницы между стоимостью объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и стоимостью объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления этой коммунальной услуги, возлагается на управляющую многоквартирными домами организацию.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона в„– 261-ФЗ требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Таким образом, в части 1 статьи 13 Федерального закона в„– 261-ФЗ определен перечень объектов - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 01.01.2013, объекты с мощностью потребления электрической энергии менее чем пять киловатт, на которые требования об обязательности установки общедомовых приборов учета не распространяются, в связи с чем учет электроэнергии по ним не может осуществляться.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 в„– 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п. 7 которого решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В материалы дела представлены решения органов местного самоуправления, которыми утверждены списки домов, непригодных для проживания.
Поскольку в аварийных (ветхих) домах обязательная установка приборов учета не предусмотрена, у судов отсутствовали основания для взыскания задолженности за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию в такие дома исходя из показаний приборов учета.
Довод ответчика о том, что в его управлении находятся дома, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт, подлежит проверке и оценке.
Кроме того, суды признали верным расчет объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, произведенный по формуле 15 Правил в„– 354, в котором истцом при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении всех спорных многоквартирных домов применено расчетное значение 4,7 кв. м на квартиру.
В письме Минрегиона России от 22.11.2012 в„– 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" разъяснено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении, в том числе нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг).
Для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Суды не сослались на норму права, в соответствии с которой допустимо при определении общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, применять расчетное значение 4,7 кв. м на квартиру.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что решение Арбитражного суда Тульской области от 03.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А68-12287/2013 подлежат отмене, дело следует направить в Арбитражный суд Тульской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 03.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А68-12287/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА


------------------------------------------------------------------