Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2016 N Ф10-814/2016 по делу N А83-2156/2015
Требование: О признании незаконным и отмене предписания органа финансового надзора об уплате суммы задолженности в бюджет субъекта РФ.
Обстоятельства: Общество не согласно с оспариваемым предписанием.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не проверено предписание на соответствие порядку зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, не рассмотрен вопрос о возможности привлечения к участию в деле соответствующих налоговых органов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. в„– Ф10-814/2016

Дело в„– А83-2156/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 20 апреля 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" (ОГРН 1149102126964, ИНН 9102059585, Генерала Васильева, д. 32А, г. Симферополь, Республика Крым, 295000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, Ленина бульвар, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу в„– А83-2156/2015,

установил:

публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 20.05.2015 в„– 05-14/2228 об уплате публичным акционерным обществом электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 в удовлетворении заявления публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что предписание Службы финансового надзора нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконно, по его мнению, возлагает на публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма"обязанность по уплате денежных средств в государственный бюджет при отсутствии задолженности по налогам и сборам, образовавшейся в переходный период. Кроме того, заявитель считает, что вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемое предписание не нарушает права и интересы Общества, поскольку не является окончательным в решении вопроса о взыскании задолженности, также является ошибочным в связи с тем, что именно предписание в соответствии со ст. 11 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.05.2015, направленное в адрес налогоплательщика, порождает у данного налогоплательщика обязательства по уплате денежных средств в бюджет Республики Крым.
От Службы финансового надзора поступил письменный мотивированный отзыв, в котором она просила состоявшиеся судебные акты оставить в силе.
В судебное заседание стороны не явились. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" является юридическим лицом, зарегистрированным на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя; дата регистрации 30.05.1997; дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения - 11.12.2015; ОГРН 1149102126964.
Таким образом, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" привело свои учредительные документы в соответствии с нормами статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, 31.12.2014 Налоговая инспекция в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым направила в адрес Службы финансового надзора Республики Крым письмо (исх. в„– 3949/9/25), которым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 29.12.2014 в„– 56-ЗРК/2014 передала реестр налогоплательщиков с данными о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года.
20.05.2015 Служба финансового надзора Республики Крым за исх. в„– 05-14/2228 направила в адрес публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" предписание о возмещении в течение двадцати рабочих дней суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей в бюджет Республики Крым, которое было получено Обществом 26.05.2015.
Не согласившись с предписанием Службы финансового надзора Республики Крым от 20.05.2015 в„– 05-14/2228, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемое предписание не влечет нарушения прав и законных интересов Общества.
Суд кассационной инстанции находит данный вывод преждевременным, а судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение с учетом следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным в соответствии со статьями 198, 200, 201 АПК РФ является несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовой основной для выставления соответствующих предписаний является совокупность следующих нормативных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года в„– 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно пункту 1 Положения до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовым и актами Республики Крым.
29 декабря 2014 Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" в„– 56-ЗРК (далее - Закон в„– 56-ЗРК).
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
Указом Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года в„– 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года в„– 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым, согласно которому, последняя является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
Положениями статьи 4 Закона в„– 56-ЗРК определено, что Налоговая служба Республики Крым: 1) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные (сведения о руководителе, учредителях, юридический адрес, контактный телефон и др.) о налогоплательщиках, не прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не подавших документы на перерегистрацию по состоянию на 29 декабря 2014 года, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период; 2) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; 3) до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
Служба финансового надзора Республики Крым: 1) до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; 2) осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
В соответствии со статьей 5 Закона в„– 56-ЗРК, порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, определяет Совет Министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято Постановление в„– 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года" (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка рекомендовано в срок до 20 мая 2015 года Управлению Федеральной налоговой Службы по Республике Крым сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 1 января по 1 марта 2015 года процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года, а УФНС России по Республике Крым сформировать реестр налогоплательщиков, предусмотрев в нем общую сумму задолженности и общую сумму переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечить предоставление указанных данных Службе финансового надзора Республики Крым.
Согласно пункту 8 Порядка, задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная по состоянию на 1 января 2015 года, не признается задолженностью и не подлежит взысканию (за исключением задолженности по арендной плате за землю и имущество). Задолженность по налогам (сборам), определенная в ходе формирования единого сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 31 декабря 2014 года (за период с 18 марта по 31 декабря 2014 года), подлежит взысканию в бюджет в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно пункту 9 Порядка, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом в„– 56-ЗРК/2014 по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию (пункт 10 Порядка).
При этом пунктом 11 Порядка предусмотрено, что Служба финансового надзора Республики Крым: направляет не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае исполнения налогоплательщиком предписания в установленный срок, налогоплательщик в течение 7 календарных дней письменно уведомляет Службу финансового надзора Республики Крым о произведенной уплате с приложением копии платежного документа с отметкой банка.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности.
Анализ совокупности приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что Служба финансового надзора Республики Крым уполномочена на осуществление мероприятий по взысканию задолженности, образовавшейся в переходный период у налогоплательщиков, перечень которых определен законом и сформирован Налоговой службой Республики Крым в соответствующем реестре.
Предписание Службы финансового надзора от 20.05.2015 в„– 05-14/2228 является ненормативным правовым актом, поскольку вынесено уполномоченном органом исполнительной власти; оно соответствует утвержденной форме, исполнено как письменный документ; содержит властные требования к налогоплательщику, выразившиеся в возложении обязанности по уплате денежных средств в государственный бюджет в размере 6 649 927,56 руб. в строго установленный срок. При этом в самом предписании содержится указание на последствия его неисполнения в виде обращения в суд за взысканием задолженности в принудительном порядке.
Содержание предписания указывает на его правовую природу. Оно фактически регулирует правоотношения уполномоченного административного органа и налогоплательщика. То есть является ненормативным актом в области налоговых правоотношений.
Учитывая порядок его формирования и правовые последствия неисполнения, данный ненормативный акт является этапом бесспорного взыскания сумм задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам.
Для данного этапа установлены соответствующий порядок и конкретные сроки реализации. Таким образом, установленный порядок взыскания налоговой задолженности четко регламентирован законодательством, а следовательно не может носить произвольный характер.
Учитывая требования пунктов 9 и 10 Порядка, содержание предписания должно отражать реальную налоговую обязанность налогоплательщика по состоянию на 1 января 2015.
Вопреки указанным требованиям из материалов дела усматривается, что Предписание от 20.05.2015 в„– 05-14/2228 вынесено исключительно на основании: а) реестра юридических лиц, которые приобрели статус плательщика РФ в январе - феврале 2015; б) реестра, сформированного Налоговой инспекцией в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым.
В то же время в материалах дела содержится ряд доказательств, а именно: копии платежных поручений об оплате сумм задолженности за спорные периоды 2014, доказательства оспаривания Обществом решения налогового органа в„– 501/25.1 от 28.11.2014 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, ответ Службы финансового надзора, из которого следует, что помимо реестров иные материалы, касающиеся налоговой задолженности Общества, отчетные данные о начислениях и уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, информация о состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 01.01.2015 Службе не передавались и в ее ведении отсутствуют. Суды надлежащей оценки им не дали, сославшись на отсутствие нарушенного права Общества оспариваемым предписанием.
При вынесении оспариваемых актов не было дано и надлежащей оценки моменту внесения сведений об Обществе в ЕГРЮЛ 12.12.2014 и возможности (невозможности) применения к спорным правоотношениям пункта 3 Постановления Совета Министров от 20.05.2015 в„– 254.
Учитывая ранее приведенную судом кассационной инстанции позицию относительно правовой природы предписания в спорных правоотношениях и необходимость считать его элементом процедуры бесспорного взыскания сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей, отражающей реальное налоговое обязательство, при отсутствии доказательств последнего предписание нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (п. 2 ст. 65 АПК РФ).
В соответствии с ч. ч. 1 - 4, 7 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Согласно ст. 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, а какие нет.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ установив несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции отменяет судебные акты и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ направляет дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия считает, что для правильного разрешения настоящего спора необходимо исследовать предписание на предмет соответствия пунктам 9, 10 Порядка.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов основанными на неполно исследованных доказательствах, без учета всех конкретных обстоятельств настоящего спора. При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов являются недостаточно обоснованными.
В этой связи судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, дать верную оценку доказательствам: проверить предписание на соответствие пункту 9, 10 Порядка (проанализировать как формировалось единое сально расчетов с учетом суммы задолженности и имеющихся переплат), оценить представленные в материалы дела платежные поручения. Рассмотреть вопрос о возможности привлечения к участию в деле соответствующих налоговых органов. По итогам оценки доказательств, оценить наличие (либо отсутствие) нарушенного права налогоплательщика, обязанность по уплате налогов и сборов которого должна соответствовать реальному налоговому обязательству.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 по делу в„– А83-2156/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------