Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.05.2016 N Ф10-1181/2016 по делу N А84-1785/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа по изданию приказа, признании недействительным приказа, признании незаконными действий учреждения по составлению акта проверки.
Обстоятельства: Уполномоченным органом издан приказ, в соответствии с которым учреждению поручено провести проверку соблюдения обязательств по договору купли-продажи государственного имущества. По результатам проведенных контрольных мероприятий учреждением составлен акт проверки, содержащий выводы по вопросам соблюдения обществом обязательств по договору.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку требования общества судом первой инстанции по существу не рассмотрены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. в„– Ф10-1181/2016

Дело в„– А84-1785/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" (ОГРН 1149204066780, ИНН 9204507349, Адмирала Октябрьского ул., д. 20, г. Севастополь, 299011): Авдеева А.И. - представителя, действующего по доверенности от 01.04.2015 в„– 1Ю;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, Ленина ул., д. 2, г. Севастополь, 299011): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного казенного учреждения города Севастополя "Фонд государственного имущества" (Восставших пл., д. 6, г. Севастополь, 299008): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу в„– А84-1785/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "ПФК "Севастополь") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действий Главного управления имущественных и земельных отношений (далее - Управление) по изданию приказа от 09.06.2015 в„– 02-03/40, недействительным указанного приказа, а также о признании незаконными действий Государственного казенного учреждения города Севастополя "Фонд государственного имущества" (далее - Фонд государственного имущества) по составлению акта проверки от 22.06.2015.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 19.11.2015 производство по делу в„– А84-1785/2015 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 произведена замена Главного управления имущественных и земельных отношений на его правопреемника - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент).
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 определение суда от 19.11.2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на невыяснение апелляционным судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, неверную оценку представленных доказательств, неправильное применение норм материального права, просит отменить данное постановление и оставить в силе определение Арбитражного суда города Севастополя от 19.11.2015.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемое постановление без изменения, а кассационную жалобу Департамента - без удовлетворения.
Департамент и Фонд государственного имущества надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в суд представителей не направили, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие согласно статье 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что между общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины по Автономной Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту также - РО ФГИ Украины) заключен договор от 10.12.2007 в„– 202/40 купли-продажи государственного имущества - имущественного комплекса стадиона "Чайка", расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 20 (далее также - стадион "Чайка").
27.12.2007 общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и ООО "ПФК "Севастополь" заключен договор купли-продажи имущества (далее - Договор от 27.12.2007), по которому заявитель приобрел стадион "Чайка".
В соответствии с пунктом 4.1.3 Договора от 27.12.2007 (в редакции дополнительного договора от 19.08.2009 о внесении изменений в Договор) установлена обязанность ООО "ПФК "Севастополь" в срок до 17.12.2012 достроить и ввести в эксплуатацию многофункциональный универсальный комплекс, который объединит в себе помещения спортивного, торгового, административного, общественного и иных назначений. При этом площадь спортивных помещений должна составлять не менее 30% от общей площади объекта.
Пунктами 4.1.4 - 4.1.5 Договора от 27.12.2007 установлена обязанность Общества предоставлять РО ФГИ Украины необходимые материалы, сведения, документы, и т.п. об исполнении условий Договора, а также не препятствовать последнему в осуществлении контроля за исполнением этого договора.
Приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.05.2015 в„– 4 Фонду государственного имущества поручено осуществлять контроль за исполнением условий договоров аренды, условий сохранения и использования имущества имущественных комплексов, переданных в пользование по договорам аренды, инвестиционных обязательств в отношении объектов недвижимого имущества, переданных в результате заключения договоров купли-продажи государственного имущества.
09.06.2015 Управлением издан приказ в„– 02-03/40, в соответствии с которым Фонду государственного имущества поручено провести проверку соблюдения собственником обязательств по договору купли-продажи государственного имущества от 10.12.2007 в„– 202/40, определены порядок и сроки проведения проверочных мероприятий.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Фондом составлен акт проверки от 22.06.2015, содержащий выводы по вопросам соблюдения ООО "ПФК "Севастополь" обязательств по настоящему договору.
Общество не согласилось с действиями Управления по изданию приказа от 09.06.2015 в„– 02-03/40 и с самим приказом, а также с действиями Фонда по составлению акта проведенной проверки от 22.06.2015 и обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемые приказ и акт проверки (при том, что сам акт проверки, как отдельный предмет спора, заявителем не обжаловался) не являются ненормативными правовыми актами, которые могут быть оспорены в арбитражном суде по правилам главы 24 АПК РФ, ввиду чего производство по делу подлежит прекращению.
Апелляционный суд не согласился с позицией суда первой инстанции и обоснованно отменил определение, исходя из следующего.
Пунктами 1, 3 статьи 27 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иные дела отнесенные федеральным законом.
Положениями статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены, в частности, споры об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В части 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен в судебном порядке, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий юридические последствия.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в данном случае предметом заявленных требований является оспаривание именно действий Главного управления имущественных и земельных отношений по изданию приказа от 09.06.2015 в„– 02-03/40 и действий Фонда государственного имущества по составлению акта проверки от 22.06.2015.
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство предоставляет заинтересованным лицам право оспорить решения (действия, бездействие) организаций, наделенных в установленном порядке отдельными государственными (публичными) полномочиями.
Поскольку требования заявителя, оспаривавшего законность вышеупомянутых действий Управления и Фонда, судом первой инстанции не рассмотрены, апелляционный суд правомерно отменил определение от 19.11.2015 и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 по делу в„– А84-1785/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------