Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.05.2016 N Ф10-1484/2016 по делу N А62-7198/2014
Требование: О признании незаконным отказа по невключению торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов, обязании включить павильон в действующую схему.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления мотивировал отказ тем, что площадь места размещения павильона не позволяет включить павильон в схему нестационарных торговых объектов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный торговый объект эксплуатируется предпринимателем на арендуемом земельном участке на протяжении нескольких лет, законных оснований не включать торговый объект в схему у органа местного самоуправления не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. в„– Ф10-1484/2016

Дело в„– А62-7198/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Гулиева Хафиза Мусы оглы (ОГРНИП 304673121700405, ИНН 672900019288, г. Смоленск): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070, Октябрьской революции ул., д. 1/2, г. Смоленск, 214000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
Департамента имущественных и земельных отношений по Смоленской области (1026701437212, ИНН 6730042526, Ленина пл., д. 1, г. Смоленск, 214008): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2015 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А62-7198/2014,

установил:

индивидуальный предприниматель Гулиев Хафиз Муса оглы (далее по тексту - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Смоленска (далее по тексту также - Администрация) о признании незаконным отказа от 22.10.2014 в„– 16/02-1550 по невключению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска, принадлежащего предпринимателю торгового павильона, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Фрунзе в районе ресторана "Витязь" на земельном участке с кадастровым номером 67:27:013902:0013; об обязании включить в действующую схему торговый павильон.
Заявленные требования указаны с учетом их уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016, заявление предпринимателя удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить упомянутые выше судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу следует, на основании постановления администрации от 13.12.2000 в„– 2327 предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок для проектирования и установки торговых павильонов по ул. Фрунзе в районе ресторана "Витязь", ввиду чего 29.01.2003 между Комитетом по управлению имуществом города Смоленска (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) был заключен на неопределенный срок договор под в„– 2327 аренды земельного участка площадью 24 кв. м с кадастровым номером 67:27:001 39 02:0013, расположенного в городе Смоленске по улице Фрунзе в районе ресторана "Витязь".
Предпринимателем осуществлено строительство торговых павильонов в„– в„– 16 и 17 по указанному выше адресу. Приемочной комиссией, назначенной постановлением главы администрации г. Смоленска от 04.12.2003 в„– 2283 составлен акт от 03.12.2004 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.
29.09.2014 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска принадлежащего ему торгового павильона, расположенного по вышеназванному адресу, однако письмом от 22.10.2014 в„– 16/02-1550 ему в этом было отказано со ссылкой на то, что постановлением администрации города Смоленска от 02.11.2012 в„– 1940-адм на ул. Фрунзе не допускается включение в схему размещения нестационарных торговых объектов мест размещения нестационарных торговых объектов площадью менее 50 кв. м, за исключением нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции.
Посчитав данный отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ).
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 в„– 772 (далее - Правила в„– 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2011 в„– 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок в„– 38).
Согласно пунктам 7 - 10 названного Порядка органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения схемы размещения выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов. На основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Частью 6 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Законом в„– 381-ФЗ, Правилами в„– 772 и Порядком в„– 38 предусмотрено сохранение прежних мест размещения нестационарных торговых объектов в случае утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов либо внесения в нее изменений, утверждения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты до утверждения схем или нормативов.
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2015 года в„– 225-О положение части 6 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Принимая во внимание, что спорный торговый объект эксплуатируются предпринимателем на арендуемом земельном участке с 2003 года, суды пришли к правильному выводу о том, что у администрации не имелось законных оснований не включать в схему вышепоименованный торговый объект.
Поскольку оспариваемое в судебном порядке действие администрации не соответствует закону, нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, у суда первой и апелляционной инстанций в силу положений части 1 статьи 198 АПК РФ были основания для удовлетворения заявления предпринимателя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам, поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу в„– А62-7198/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------