Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.05.2016 N Ф10-1246/2016 по делу N А83-4068/2015
Требование: О признании незаконными предписаний органа местного самоуправления, признании указанных в оспариваемых предписаниях конструкций информационными вывесками.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления обязал общество демонтировать прикрепленные к фасаду здания рекламные конструкции. Общество ссылается на то, что спорные конструкции, на которых размещена информация, не являются рекламными.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правомерности оспариваемых предписаний, обязывающих общество демонтировать установленные без разрешения рекламные конструкции, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. в„– Ф10-1246/2016

Дело в„– А83-4068/2015

дело рассмотрено 17.05.2016
постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Панченко С.Ю., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО МФО "Ателье финансовых услуг", г. Санкт-Петербург", ОГРН 1137847282957 не явились
от заинтересованных лиц - Администрации г. Симферополя, г. Симферополь, ОГРН 1149102098749 не явились
Управления наружной рекламы и информации Администрации г. Симферополя, г. Симферополь не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью микрофинансовой организации "Ателье финансовых услуг" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.10.2015 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу в„– А83-4068/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Траст" (далее - ООО "Траст", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными предписаний Администрации г. Симферополя Республики Крым (далее - Администрация) от 19.06.2015 в„– в„– 1034, 1035, 1036, 1037, признании указанных в оспариваемых предписаниях конструкций информационными вывесками.
Решением суда от 13.10.2015 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.02.2016 решение оставлено без изменения.
Кассационную жалобу на принятые судебные акты подало общество с ограниченной ответственностью микрофинансовая организация "Ателье финансовых услуг". Вместе с жалобой от общества поступило заявление об изменении наименования общества с ООО "Траст" на ООО микрофинансовая организация "Ателье финансовых услуг" на основании решения единственного участника общества от 07.12.2015 в„– 3 и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой 18.12.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений в наименовании общества.
Суд кассационной инстанции принял кассационную жалобу ООО МФО "Ателье финансовых услуг" (далее - общество).
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требование общества удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом двух инстанций норм материального права.
В отзыве на жалобу Администрация просит оставить решение от 13.10.2015 и постановление от 26.02.2016 без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи с необоснованностью ее доводов.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 19.06.2015 заместителем начальника Управления наружной рекламы и информации Администрации г. Симферополя были вынесены предписания в„– в„– 1034, 1035, 1036, 1037 в адрес ООО "Траст" по факту установки и эксплуатации рекламных конструкций с нарушением требований Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29.12.2014 в„– 157 (далее - Правила в„– 157).
Согласно предписанию в„– 1034 к фасаду здания, расположенному по адресу: г. Симферополь, Кирова, 34, прикреплена рекламная конструкция малого формата, панель - кронштейн, информационное поле размером 1,2 м x 0,3 м. Содержание конструкции - "ЗАЙМЫ" (т. 1, л.д. 17).
Согласно предписанию в„– 1035 к фасаду здания, расположенному по адресу: г. Симферополь, Кирова, 34, прикреплена рекламная конструкция малого формата, вывеска, информационное поле размером 0,2 м x 0,7 м. Содержание вывески - "КРЫМ КАПИТАЛ ЛОМБАРД ВАША ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ" (т. 1, л.д. 18).
Согласно предписанию в„– 1036 к фасаду здания, расположенному по адресу: г. Симферополь, Кирова, 34, прикреплена рекламная конструкция малого формата, вывеска, информационное поле размером 2,0 м x 0,7 м. Содержание вывески - "ДЕНЬГИ В РУКИ БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ НА ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ" (т. 1, л.д. 19).
Согласно предписанию в„– 1037 к фасаду здания, расположенному по адресу: г. Симферополь, Кирова, 34, прикреплены две рекламные конструкции малого формата, без подсветки, вывески, информационное поле размером 1,5 м x 2,0 м и 1,0 м x 2,0 м. Содержание вывесок - "ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ 8 800 700 69 22 dengi-v-ryki. ru", "ВАША ТЕХНИКА НАШИ ДЕНЬГИ www capital zp" (т. 1, л.д. 20).
Указанными предписаниями общество обязывалось демонтировать рекламные конструкции в срок до 19.07.2015, удалить информацию, размещенную на конструкциях, в течение 3 дней со дня получения предписаний, о выполнении предписаний сообщить по адресу: г. Симферополь, ул. Пушкина/ул.Маяковского, дом 35/2, каб. 8.
Не согласившись с указанными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что Управление наружной рекламы и информации правомочно выносить предписания о демонтаже рекламных конструкций, которые установлены без разрешения на их установку.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 в„– 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 9 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске; если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обращаясь с заявлением в суд, общество свои требования обосновывало тем, что спорные конструкции являются вывесками, на которых размещена информация, не являющаяся рекламой, размещение которой является для организации обязательной в силу Закона от 07.02.1992 в„– 2300-1 "О защите прав потребителей".
Однако суды, учитывая, что на спорных конструкциях, которые предписано демонтировать, не указаны наименование организации (ООО "Траст"), осуществляющей свою деятельность в этом помещении, режим ее работы, и иная информация, предусмотренная ст. ст. 9, 10 Закона о защите прав потребителей, а содержится информация следующего содержания: "Финансовая помощь в трудную минуту", "Деньги в руки быстрые деньги на выгодных условиях", "Займы", "Крым капитал ломбард ваша финансовая помощь", "Ваша техника наши деньги", пришли к выводу о том, что данные конструкции обладают всеми квалифицирующими признаками рекламы и предназначены для поддержания и формирования интереса неопределенного круга лиц к заявителю, деятельность которого осуществляется в месте размещения рекламных конструкций.
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу ч. 10 ст. 19 названного закона установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Согласно пункту 4.5.1 вышеуказанных Правил в„– 157 объекты информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения подразделяются на следующие виды:
- вывески, не содержащие сведений рекламного характера;
- информационное оформление (информационные конструкции);
- рекламное оформление.
Вывески должны содержать сведения о наименовании (фирменном наименовании) организации-изготовителя (исполнителя, продавца), месте нахождения (адресе) организации-изготовителя (исполнителя, продавца), режиме работы организации-изготовителя (исполнителя, продавца), о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа - для индивидуального предпринимателя. Они устанавливаются изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового или иного обслуживания вне постоянного места нахождения. Допустимые размеры объектов информации не более 0,6 кв. м - для вывесок, содержащих сведения об одном юридическом лице (пункт 4.5.2 Правил в„– 157).
В силу пункта 4.5.3 названных Правил установка и эксплуатация объектов информационного и рекламного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения осуществляется на основании разрешения, оформленного в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Как установлено судами и не оспаривается обществом, разрешения на установку указанных конструкций получены не были.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности вынесенных Управлением наружной рекламы и информации Администрации г. Симферополя предписаний, обязывающих общество демонтировать установленные без разрешения рекламные конструкции, и обоснованно отказал обществу в удовлетворении его требований..
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.10.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу в„– А83-4068/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------