Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.05.2016 N Ф10-566/2016 по делу N А62-2367/2015
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала управляющую компанию произвести перерасчет за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое предписание жилищной инспекции является неисполнимым. При наличии правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая компания не вправе осуществлять перерасчет за потребленный ресурс.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. в„– Ф10-566/2016

Дело в„– А62-2367/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2016
Полный текст постановления изготовлен 24.05.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сервис плюс" (ул. Строителей, д. 25, г. Сафоново, Смоленская область, 215500, ИНН 6726014741, ОГРН 1106726000699) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ул. Энгельса, д. 23, г. Смоленск, 214014, ИНН 6730067200, ОГРН 1066731117353) - Ковальчук О.В. - представитель (доверенность от 01.04.2016, сроком до 31.12.2016);
от Акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" (ул. Панфилова, д. 5, г. Смоленск, 214018, ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278) - Мазур Т.Ю. - представитель (доверенность в„– 35 от 27.04.2016, сроком до 20.04.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.09.2015 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А62-2367/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сервис плюс" (далее - ООО УК "Сервис плюс") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 18.03.2015 в„– П-12-ЖКУ/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - АО "АтомЭнергоСбыт").
Решением арбитражного суда от 02.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, Жилищная инспекция просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований или направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011 в„– 12 ООО УК "Сервис плюс" осуществляло управление многоквартирным жилым домом в„– 12 по улице Ленина в городе Сафоново Смоленской области.
Основанием для заключения указанного договора служило решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол от 27.12.2010 в„– 1), в соответствии с которым собственниками помещений был выбран способ управления вышеуказанным жилым домом - управление управляющей организацией.
На основании коллективного обращения собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме в„– 12 по ул. Ленина в г. Сафоново Смоленской области и в соответствии с приказом от 18.02.2015 в„– 0329/ИП Жилищной инспекцией в период с 18.02.2015 по 18.03.2015 была проведена внеплановая документарная проверка деятельности управляющей компании на предмет соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего порядок расчета размера платы за коммунальную услугу - "электроснабжение", в том числе предоставленное на общедомовые нужды.
По результатам проверки составлен соответствующий акт от 18.03.2015 в„– 05/52, в котором зафиксированы выявленные проверяющими нарушения, допущенные ООО УК "Сервис плюс".
Для устранения указанных нарушений Жилищной инспекцией в адрес управляющей организации было направлено предписание от 18.03.2015 в„– П-12-ЖКУ/2015.
Не согласившись с данным актом органа жилищного контроля, ООО УК "Сервис плюс" обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, договор управления многоквартирным домом по улице Ленина, 12 в гор. Сафоново Смоленской области, заключенный 01.01.2011 между собственниками помещений в указанном доме и ООО УК "Сервис плюс", не содержал условий и порядка предоставления коммунальных услуг, в том числе в части обеспечения электроэнергией, используемой на общедомовые нужды.
В связи с изложенными обстоятельствами, АО "АтомЭнергоСбыт" расчеты за поставляемую электроэнергию в указанный жилой дом осуществляло непосредственно с собственниками помещений.
При этом объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организацией рассчитывался исходя из показаний общедомового прибора учета и распределялся между собственниками пропорционально размеру принадлежащей им площади помещений в многоквартирном жилом доме.
По мнению Жилищной инспекции, исполнителем коммунальной услуги, связанной с поставкой электроэнергии в вышеназванный жилой дом, должно являться ООО УК "Сервис плюс", а поэтому расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленную электроэнергию также должна осуществлять управляющая организация.
При этом, как считает Жилищная инспекция, при расчете за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, ООО УК "Сервис плюс" должно было учитывать показания коллективного (общедомового) прибора учета и установленные нормативы потребления данной услуги.
Разница между объемом фактически потребленной электроэнергии на общедомовые нужды и объемом электрической энергии, рассчитанном исходя из нормативов потребления, по мнению органа жилищного контроля, должна оплачиваться ООО УК "Сервис плюс" в пользу ресурсоснабжающей организации.
Изложенные выводы Жилищной инспекции послужили основанием для направления в адрес управляющей организации предписания, в котором юридическому лицу предлагалось произвести перерасчет за поставленную на общедомовые нужды электроэнергию в вышеизложенном порядке.
Признавая указанные выводы органа жилищного контроля неправомерными, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила в„– 354).
На основании пункта 9 Правил в„– 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (подпункт "а" пункта 10 Правил в„– 354).
В силу пункта 14 Правил в„– 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как указано выше, договор управления многоквартирным домом от 01.01.2011 в„– 12, заключенный с собственниками помещений в многоквартирном доме в„– 12 по улице Ленина в гор. Сафоново, не содержал условий о порядке предоставления управляющей организацией коммунальных услуг.
События, предусмотренные пунктом 14 Правил в„– 354, в соответствии с которыми ООО УК "Сервис плюс" обязано было бы приступить к предоставлению коммунальных услуг, на дату принятия оспариваемого предписания не наступили.
Оспариваемое предписание Жилищной инспекции также не содержало требований, адресованных ООО УК "Сервис плюс", о заключении с ресурсоснабжающей организацией договора на поставку электрической энергии.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, а также требования пункта 9 и пункта 14 Правил в„– 354 у ООО УК "Сервис плюс" в установленном порядке не возникла обязанность по предоставлению коммунальных услуг, связанных с электроснабжением дома в„– 12 по улице Ленина в гор. Сафоново, а поэтому Жилищная инспекция не вправе была возлагать на управляющую организацию обязанность в части порядка расчета платы за потребленную электрическую энергию и перечисления ее ресурсоснабжающей организации.
Как указано выше, в связи с отсутствием договора на поставку электрической энергии, заключенного ООО УК "Сервис плюс" с ресурсоснабжающей организацией - АО "АтомЭнергоСбыт", платежные документы об оплате потребленной электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды, собственникам помещений в многоквартирном доме в„– 12 по улице Ленина в гор. Сафоново предъявляла ресурсоснабжающая организация.
Изложенные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии у управляющей организации обязанности по перерасчету платы за потребленную электроэнергию в порядке, предложенном Жилищной инспекцией.
Кроме того, при наличии сложившихся гражданско-правовых отношений между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме в„– 12 по улице Ленина в гор. Сафоново в части поставки электрической энергии, ООО УК "Сервис плюс" не вправе осуществлять перерасчет платы за потребленный ресурс, что в свою очередь свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания Жилищной инспекции.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд заявленные требования о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 18.03.2015 в„– П-12-ЖКУ/2015 обоснованно удовлетворил.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу в„– А62-2367/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------