Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.05.2016 N Ф10-1273/2016 по делу N А35-5751/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, обязании принять решение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере холодного водоснабжения.
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал отказ непредставлением документов, расшифровывающих показатель предъявляемого к оплате объема оказанной коммунальной услуги, кроме того, представленная заявителем информация не позволяет оценить достоверность данных об объеме фактически предоставленных коммунальных услуг.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не установлен размер экономически обоснованных выпадающих доходов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. в„– Ф10-1273/2016

Дело в„– А35-5751/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис" (ОГРН 1114611000492, ИНН 4611011684, Республиканская ул., д. 1б, офис 304, г. Курск, 305038): Крохмаль Н.Г. - представителя, действующей по доверенности от 15.02.2015 без номера;
от Комитета по тарифам и ценам Курской области (ОГРН 1054639074676, ИНН 4632053780, К. Маркса ул., д. 43, г. Курск, 305029): Иванова Д.В. - представителя, действующего по доверенности от 05.02.2016 в„– 3-Д;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Комитета по тарифам и ценам Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 06.11.2015 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Донцов П.В., Ольшанская Н.А., Протасов А.И.) по делу в„– А35-5751/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Инжстройсервис" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Инжстройсервис") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ), к Комитету по тарифам и ценам Курской области (далее также - Комитет) о признании незаконным действия по отказу в предоставлении субсидии, выразившегося в письме от 30.04.2015 в„– 07.1-05-06/1218, оформленном в виде уведомления об отказе в предоставлении субсидии, и обязании Комитета немедленно после вынесения судебного акта принять решение о предоставлении ООО "Инжстройсервис" субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере холодного водоснабжения на основании заявки, поданной 22.04.2015 в„– 55/131.
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.11.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов, изложенных в решение и постановлении, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, а также на то, что решение суда первой инстанции является невыполнимым, просит решение от 06.11.2015 и постановление от 25.01.2016 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
По ходатайству Комитета кассационная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Комитета доводы кассационной жалобы поддержал, а представитель заявителя возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей, суд кассационной инстанции находит принятые по настоящему делу судебные акты подлежащими отмене.
Из фактических обстоятельств дела усматривается, между Комитетом по тарифам и ценам Курской области и Обществом в соответствии с постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.12.2014 в„– 366 "Об утверждении производственной программы ООО "Инжстройсервис" на территории Бесединского сельсовета (д. Б.Мальцево) и Брежневского сельсовета Курского района Курской области в сфере холодного водоснабжения на 2015 год и в„– 367 "О тарифах на питьевую воду" для упомянутых выше потребителей, 26.03.2015 заключено соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета на цели возмещения части недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению.
Согласно пункту 2.1.1 настоящего соглашения Комитет обязуется предоставлять в 2015 году ООО "Инжстройсервис" субсидию ежеквартально на основании представленных организацией заявления - расчета размера недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению и документов, указанных в Порядке предоставления субсидий организациям, оказывающим услуги теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на возмещение части недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 26.12.2012 в„– 1140-па (далее - Порядок).
При расчетах за холодное водоснабжение Общество применяло тарифы, установленные для него уполномоченным государственным органом, которые были меньше размера установленного экономически обоснованного тарифа, что повлекло образование на стороне ООО "Инжстройсервис" выпадающих доходов.
Общество 09.04.2015 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части недополученных доходов, представив заявление-расчет размера недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению Брежневского сельсовета за 1 квартал 2015 года; форму федерального статистического наблюдения в„– 22-ЖКХ за 1 квартал 2015 года, заверенную в соответствии с действующим законодательством ТОГС по Курской области; информацию на бланке произвольной формы по показателю объема оказываемых услуг по категории потребителей "население" с расшифровкой в разрезе муниципальных образований; расчет размера недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению, расшифровывающий по потребителю "население" показатель предъявленного к оплате объема оказанной услуги.
Комитет, рассмотрев представленные ООО "Инжстройсервис" документы, 21.04.2015 принял решение об отказе в предоставлении Обществу субсидии из областного бюджета.
Комитет установил несоответствие заявления-расчета размера недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению за отчетный период, предоставленного ООО "Инжстройсервис" 09.04.2015, форме утвержденной приложением в„– 4 к названному Порядку (пункт 1 части 12 Порядка). Кроме того, Комитету в силу требований подпункта "в" пункта 2 части 12 Порядка не были представлены документы, расшифровывающие по потребителю "население" показатель предъявленного к оплате объема оказанной коммунальной услуги согласно учетной политике организации.
22.04.2015 заявитель повторно обратился в Комитет по тарифам и ценам Курской области, представив заявление-расчет размера недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению Брежневского сельсовета за первый квартал 2015 года с прилагаемыми документами.
Комитет принял решение от 30.04.2015 об отказе в предоставлении субсидии, изложив причины отказа в уведомлении от 30.04.2015 в„– 07.1-05-06/1218, по основанию, предусмотренному абзацем 4 части 16 Порядка, в частности, представлению не в полном объеме и несоответствию документов, указанных в пункте 12 Порядка, требованиям, установленным этим Порядком, а именно: непредставление документов, в соответствии с учетной политикой, применяемой в организации, расшифровывающих по потребителю "население" показатель предъявляемого к оплате объема оказанной коммунальной услуги (несоответствие подпункту "в" пункта 2 части 12 Порядка).
Дополнительно Комитет сообщил о том, что представленная ООО "Инжстройсервис" информация не позволяет оценить достоверность данных об объеме фактически предоставленных коммунальных услуг.
Общество не согласилось с решением об отказе в предоставлении субсидии и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу, суд области и апелляционный суд исходили из того, что с учетом представленных ООО "Инжстройсервис" документов у Комитета отсутствовали правовые основания, для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии за 1 квартал 2015 года, в том числе со ссылкой на абзац 4 части 16 Порядка.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 11 Порядка условиями предоставления субсидий, помимо прочих документов, являются фактическое оказание организацией коммунальных услуг населению и предоставление организацией достоверных данных (документов, указанных в пунктах 12, 13 настоящего Порядка) об объеме фактически поставленных коммунальных услуг населению за период, за который предоставляется заявление-расчет на получение субсидии;
Для получения субсидий организации, применяющие общий режим налогообложения, также, в частности, представляют в Комитет оборотно-сальдовую ведомость по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года в„– 94н, с приложением бухгалтерских документов, расшифровывающих по потребителю "население" показатель предъявленного к оплате объема оказанной коммунальной услуги, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; организации, перешедшие на специальные налоговые режимы, - документы в соответствии с учетной политикой, применяемой в организации, расшифровывающие по потребителю "население" показатель предъявленного к оплате объема оказанной коммунальной услуги, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (подпункт 2 (б и в) пункта 12 Порядка).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Из приведенных норм следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг), и тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (подпункт "ж" пункта 31 Правил в„– 354).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 в„– 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Учитывая вышеуказанное, судам надлежало исходить из факта и объема (размера) оказанных Обществом коммунальных услуг населению за период, в котором предоставлялось заявление-расчет на получение субсидии, на основании первичных отчетов получателя о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах.
Однако суды не применили упомянутые положения, формально рассмотрев заявленные требования, не определив фактический размер экономически обоснованных выпадающих доходов, обязав Комитет принять решение о предоставлении ООО "Инжстройсервис" субсидии на цели возмещения части недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуги холодного водоснабжения за 1 квартал 2015 года.
При этом, в нарушение пункта 3 части 4 статьи 170 АПК РФ суд не обосновал отклонение заявленных Комитетом доводов о необходимости подтверждения Обществом достоверности сведений об объеме потребленного ресурса и о представлении им не в полном объеме и несоответствие документов, указанных в пункте 12 Порядка, требованиям этого Порядка. Приведенные обстоятельства и являлись предметом спора, однако не получили должной оценки со стороны суда.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 06.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А35-5751/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------