Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.05.2016 N Ф10-1541/2016 по делу N А23-5019/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на то, что аукционная документация носит необъективный характер и вводит участников закупки в заблуждение, действия заказчика нарушают требования закона о контрактной системе, выдал предписание об аннулировании электронного аукциона.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку требования аукционной документации в приложении к информационной карте составлены некорректно, допускают двоякое толкование.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. в„– Ф10-1541/2016

Дело в„– А23-5019/2015

Резолютивная часть объявлена 18.05.2016
Полный текст постановления изготовлен 25.05.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Министерства финансов Калужской области (ОГРН 1044004404053, ИНН 4027064190, ул. Достоевского, д. 48, г. Калуга, 248000) - Бондарева А.А. (дов. от 28.12.2015 в„– 09/8940-15),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (пл. Старый Торг, 5, г. Калуга, 248000) - Каретина Д.В. (руководитель, личность удостоверена), Чурикова М.А. (дов. от 11.01.2016 в„– 2д),
от Министерства конкурентной политики Калужской области (ул. Плеханова, д. 45, г. Калуга, 248001) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от аукционной комиссии - состав в„– 2 по осуществлению закупок для заказчиков Калужской области в сфере строительства, реконструкции и связанными с ними проектными работам для закупки в„– 0137200001215003545 (ул. Плеханова, д. 45, г. Калуга, 248001) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Калужского областного отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" (ОГРН 1024000000771, ИНН 4028019369, ул. Пухова, д. 38, г. Калуга, 248010) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2015 (судья Храпченков Ю.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А23-5019/2015,

установил:

Министерство финансов Калужской области обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - УФАС по Калужской области, антимонопольный орган) от 14.08.2015.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,: Министерство конкурентной политики Калужской области, КООООО "Всероссийское добровольное пожарное общество" (далее - общество), состав в„– 2 по осуществлению закупок для заказчиков Калужской области в сфере строительства, реконструкции и связанными с ними проектными работами.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2015, оставленным без изменением постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Калужской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку решение и постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей Министерства финансов Калужской области и УФАС по Калужской области, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, 20.07.2015 на официальном сайте в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого являлось выполнение работ по восстановлению эффективности функционирования систем противопожарного и питьевого водопроводов в здании Министерства финансов Калужской области.
Заказчиком аукциона являлось Министерство финансов Калужской области; уполномоченным органом, осуществляющим закупку, являлось Министерство конкурентной политики Калужской области.
Вместе с извещением была размещена документация об аукционе и локальный сметный расчет.
Для участия в аукционе подано две заявки; заявке в„– 1, поданной обществом, согласно решению аукционной комиссии от 31.07.2015 (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в„– 0137200001215003545) в допуске к участию в аукционе отказано.
Отказ был мотивирован непредставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона в„– 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ), а именно конкретных показателей соответствующих значениям установленным документацией об аукционе (приложение в„– 2 к информационной карте заявки на участие в электронном аукционе: пункт 2 - выключатель характеристики срабатывания электромагнитного; пункт 3 - номинальное напряжение кабеля (пункт 13 информационной карты заявки на участие в электронном аукционе).
Общество 06.08.2015 обратилось в УФАС по Калужской области с жалобой на действия аукционной комиссии.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона в„– 44-ФЗ антимонопольным органом проведена внеплановая проверка и установлено несоответствие документации об аукционе в части описания технических характеристик используемых при выполнении предмета закупки товаров требованиям Закона в„– 44-ФЗ.
В частности, согласно приложению в„– 2 к информационной карте заявки на участие в электронном аукционе (далее - информационная карта) по "выключателю ВА47-29 16А автоматический" установлены характеристики срабатывания электромагнитного "В, C, D", а по "кабелю" установлено номинальное напряжение "660 В; 1000В;".
При этом УФАС установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (приложение в„– 3 к информационной карте) не содержала информации по заполнению заявки в случае присутствия в требованиях к техническим характеристикам знаков препинания ",", ";"; приложение в„– 1 к Информационной карте "Техническое задание" по пункту 26 "Выключатели автоматические: ВА47-29 3Р 16А, характеристика С" противоречит приложению в„– 2 (Требования к техническим характеристикам) по пункту 2 Выключатель ВА47-29 16А автоматический "характеристики срабатывания электромагнитного - В, С, Д".
Комиссия УФАС пришла к выводу, что аукционная документация носит необъективный характер и вводит участников закупки в заблуждение, поскольку аукционная документация допускала возможность двоякого толкования конкретного показателя.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией Управления 14.08.2015 принято решение, которым жалоба была признана необоснованной (пункт 1), действия заказчика - Министерства финансов Калужской области признаны нарушающими требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона в„– 44-ФЗ (пункт 2) и решено выдать Министерству финансов предписание об аннулировании электронного аукциона (пункт 3), а оператору электронной площадки указано на необходимость обеспечения возможности аннулирования электронного аукциона (пункт 4).
Не согласившись с решением УФАС по Калужской области от 14.08.2015, Министерство финансов обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 6 Закона в„– 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона в„– 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона в„– 44-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона в„– 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 указанного Закона участник закупки при заключении контракта на поставку товаров обязан в своей заявке указать сведения о конкретных показателях товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в части 2 документации об электронном аукционе "информационная карта заявки на участие в электронном аукционе" указаны требования к первой части заявки (пункт 13), согласно которым участником закупки должны быть указаны конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в приложении в„– 2 к информационной карте.
Из приложения в„– 2 к информационной карте следует, что заказчиком установлены, в том числе, следующие технические характеристики к выключателю ВА47-29 16А автоматический - "характеристика срабатывания электромагнитного В, С, Д", к кабелю - "номинальное напряжение - 660В; 1000В;".
Из приложения в„– 1 к информационной карте "Техническое задание" следует, что при выполнении предмета аукциона должен быть использован выключатель автоматический ВА47-29 16А, характеристика С - 1 шт.
Антимонопольным органом и судебными инстанциями установлено, что согласно ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" по типу мгновенного расцепления В, С, Д выключатели имеют различные характеристики, так же как и кабель с номинальным напряжением 660 В либо 1000 В (пункт 5.3.5), в связи с чем, названные характеристики, перечисленные через запятую, а в случае с кабелем - через разделительный знак ";", вводят в заблуждение участников аукциона.
В силу прямого указания Закона в„– 44-ФЗ заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом устанавливаемые заказчиком требования не могут быть произвольными.
Следовательно, спорные требования в аукционной документации, как в приложении в„– 1, так и приложении в„– 2 к информационной карте составлены некорректно, допускают двоякое толкование.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, в частности, судом апелляционной инстанции отклонено утверждение кассатора о том, что Министерство конкурентной политики Калужской области ответственно за содержание аукционной документации и проверку первых частей заявок на участие в аукционе. Суд верно указал, что аукционная документация разрабатывается и утверждается заказчиком, а уполномоченный орган лишь осуществляет процедуру торгов.
Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу в„– А23-5019/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------