Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.05.2016 N Ф10-1316/2016 по делу N А83-1840/2015
Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа о внесении изменений в постановление о вопросах управления собственностью субъекта РФ.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что принадлежащее ему на праве собственности имущество было включено в перечень имущества, учитываемого как собственность субъекта РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. в„– Ф10-1316/2016

Дело в„– А83-1840/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Полис-Крым" (ОГРН 1159102036928, ИНН 910216339, Козлова ул., д. 45а, г. Симферополь, 295003): Магеря Ю.Р. - представителя, действующей по доверенности от 02.12.2015 без номера;
от Государственного Совета Республики Крым (К. Маркса ул., д. 18, г. Симферополь, Республика Крым, 295000): Дусенко П.Н. - представителя, действующего по доверенности от 28.03.2016 в„– 28-50/103;
от Совета Министров Республики Крым (Кирова пр-т, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000): Ковтонюк Я.Н. - представителя, действующей по доверенности от 09.11.2015 в„– 1/01-48/5307;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (Севастопольская ул., д. 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015): Шароватовой Ю.В. - представителя, действующей по доверенности от 11.01.2016 в„– 02-Д;
от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (Гидрографическая ул., д. 1-В, г. Севастополь, 299003): Борейко Л.П. - представителя, действующей по доверенности от 13.05.2016 в„– 71;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полис-Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.09.2015 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 (судьи Омельченко В.А., Полынкина Н.А., Привалова А.В.) по делу в„– А83-1840/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Полис-Крым" (далее по тексту - ООО "Полис-Крым", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления Государственного Совета Республики Крым (далее по тексту также - Госсовет) от 27.02.2015 в„– 504-1/15 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (п. 242 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым"), которым имущество, расположенное по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 43, пер. Свердлова, 1, ул. Бассейная 25, внесено в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.09.2015, оставленное без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу Государственный Совет Республики Крым и Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просят оставить принятые по настоящему делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, за Обществом на праве частной собственности зарегистрировано недвижимое имущество, расположенное по адресу: ул. Свердлова, 43, пер. Свердлова, 1, ул. Бассейная, 25 в городе Ялта, - нежилые помещения спального корпуса в„– 3 лит. В, лит. в, лит. в1, лит. в2, общей площадью 469,9 кв. м, спального корпуса в„– 5 лит. Г, общей площадью 176,8 кв. м, спального корпуса в„– 6-а лит. Е, общей площадью 47,9 кв. м, бильярдной лит. Д, общей площадью 24,6 кв. м, помещений технадзора лит. Б, лит. б, лит. б1, лит. б2, общей площадью 128,0 кв. м, нежилое помещение стоматологии лит. А, лит. а, лит. а1, общей площадью 154,4 кв. м, нежилое помещение спального корпуса в„– 4 лит. А, общей площадью 992,7 кв. м, что подтверждается копиями свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество от 21.05.2007 серии ЯЯЯ в„– 599325, 599326, копией извлечения о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 31.10.2005 в„– 8802141.
В соответствии с частью третьей статьи 7, статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 75, 76 Конституции Республик Крым Госсоветом 30.04.2014 принято постановление в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее также - постановление в„– 2085-6/14), в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Госсовета от 03.09.2014 в„– 2474-6/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения в Постановление в„– 2085-6/14, пункт 1 которого после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению".
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 в„– 504-1/15 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - Постановление в„– 504-1/15) внесены изменения в Постановление в„– 2085-6/14, приложение к Постановлению в„– 2085-6/14 дополнено пунктом 242 следующего содержания: Имущество бывшего государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (бывший военный городок в„– 94), расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 32.
Таким образом, как собственность Республики Крым стало учитываться вышепоименованное недвижимое имущество.
Посчитав, что постановление в„– 504-1/15 в части дополнения п. 242 приложения к постановлению в„– 2085-6/14, нарушает его право собственности на объекты недвижимости, указанные в этом пункте, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеупомянутыми требованиями, отказывая в удовлетворении которых суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 6-ФКЗ) до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Приведенная норма Закона в„– 6-ФКЗ не ограничивает право Госсовета по регулированию своими нормативными правовыми актами только тех отношений, которые урегулированы актами федеральных органов исполнительной власти, а лишь устанавливает условие, при котором такое регулирование может быть осуществлено.
Следовательно, Российская Федерация, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией Российской Федерации, приняв Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 в„– 6-ФКЗ урегулировала гражданские правоотношения, в том числе имущественные правоотношения, и предоставила Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативные правовые акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные правоотношения (в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц), только при условии, что такие акты Республики Крым будут согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а из этого следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы и подлежат преимущественному применению.
Значит, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению, в том числе в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного федеральным законом.
Госсоветом по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации принят Закон Республики Крым от 19.01.2015 в„– 72-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республик Крым" (далее - Закон в„– 72-ЗРК), статьей 1 которого Закон Республики Крым от 31.07.2014 в„– 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее также - Закон в„– 38 ЗРК) дополнен статьей 2.1, в соответствии с абзацем 3 части 1 которой право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Госсовета от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Из вышеуказанного следует, что в данном случае преимущественному применению подлежит Закон в„– 72-ЗРК и оспариваемое постановление, как принятые в развитие статьи 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ.
Таким образом, принимая оспариваемое постановление, Госсовет действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона в„– 38-ЗРК земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
В соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами постановление Госсовета от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество, включая и то, которое указано в пункте 242.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены принятых по делу решения и постановления и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу в„– А83-1840/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------