Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.05.2016 N Ф10-1215/2016 по делу N А54-2405/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа о прекращении права пользования недрами.
Обстоятельства: Уполномоченный орган принял решение о досрочном прекращении права общества на пользование участком месторождения и аннулировании лицензии в связи с непредставлением заявки на получение горного отвода в установленный срок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку невозможность своевременно предоставить заявку на получение горного отвода связана с прохождением обществом процедуры согласования и утверждения проекта разработки месторождения, проекта горного отвода в министерстве природопользования и органах местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Рязанской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2016 г. в„– Ф10-1215/2016

Дело в„– А54-2405/2015

Резолютивная часть объявлена 23.05.2016
Полный текст постановления изготовлен 30.05.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Речной порт" (ОГРН 1156234012307, ИНН 6234146976, ул. Лесопарковая, д. 52, г. Рязань, 390006) - Клещинской Н.В. (дов. от 01.09.2015),
от Министерства природопользования и экологии Рязанской области (ОГРН 1086234009916, ИНН 6234058663, ул. Есенина, д. 9, г. Рязань, 390006) - Кучерявенковой М.В. (дов. от 11.01.2016 в„– 1),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Речной порт" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу в„– А54-2405/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Речной порт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства природопользования и экологии Рязанской области (далее - Министерство) от 20.03.2015 в„– 33 о прекращении права пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 решение суда от 20.10.2015 отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции от 18.01.2016.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и Министерства, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Судами установлено, подтверждено материалами дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами (серия РЯЗ номер 06939 ТЭ) сроком действия до 01.01.2009 с целевым назначением и видами работ: добыча песков гидромеханизированным способом на месторождении в русле р. Ока на участках: Гавердовский 647.2-653 км, Никитинский 612.4-616 км, Шиловский 556-560 км, Тереховский 536-540.5 км судового хода.
Решением Министерства от 26.05.2006 в лицензию внесены изменения в отношении целевого назначения и видов работ, а также в условия пользования недрами.
30.12.2008 Министерством принято решение в„– 1-10/1907 о внесении изменений в бланк лицензии и условия пользования недрами, касающиеся целевого назначения и видов работ, а именно: разведка и добыча песков строительных гидромеханизированным способом на месторождении в русле р. Оки на территории Рязанского района Рязанской области на участке "Гавердовский" (653,0-647,2 км судового хода), а также заменена дата окончания действия лицензии "01.01.2019".
На основании Приказа Министерства от 16.06.2014 в„– 158 министерством проведены контрольные мероприятия по вопросам соблюдения законодательства хозяйствующими субъектами, разрабатывающими русловые месторождения строительного песка на территории Рязанской области, в том числе, проведено обследование территории месторождения песков "Гавердовский", разработку которого осуществляет общество, с целью установления наличия проектной документации, необходимых согласований и разрешений, наличия горного отвода в уточненных границах.
По результатам проверочных мероприятий составлен акт от 04.07.2014.
23.07.2014 Министерство направило в адрес общества уведомление (извещение) о возможном прекращении права пользования недрами в„– ИА/9-3465, в котором сообщило о выявленных нарушениях существенных условий пользования недрами:
- начата разработка полезного ископаемого без согласования и утверждения в установленном порядке проектной документации (нарушение п. п. 3.2, 10.3.2 условий лицензии);
- в Министерство не представлена заявка с соответствующим комплектом документов на получение горного отвода в уточненных границах (нарушение п. п. 3.2, 10.3.3 условий лицензии);
- имеется задолженность по уплате налога на добычу полезных ископаемых за 2013 год (нарушение п. 5.1 условий лицензии).
При этом, министерство уведомило общество о том, что решение о прекращении права пользования недрами будет принято по истечении трех месяцев со дня получения данного уведомления, если в срок до 10.11.2014 нарушения не будут устранены. Обществу необходимо представить документальное подтверждение устранения выявленных нарушений.
Уведомление Общество получило 24.07.2014.
27.10.2014 общество направило в Министерство для рассмотрения и согласования "Технический проект разработки месторождения строительных песков "Гавердовское" в русле р. Оки на участке 653,0-647,2 км судового хода в Рязанском районе Рязанской области (получен министерством 28.10.2014).
10.11.2014 общество уведомило Министерство об уплате задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых за 2013, о направлении проектной документации на разработку месторождения в адрес Министерства на рассмотрение и согласование, после согласования которой намерено направить в Министерство документы на получение горных отводов в уточненных границах. Также общество просило перенести срок устранения обнаруженных нарушений до полного их устранения.
20.11.2014 Министерство известило общество о том, что законодательством не предусматривается перенос сроков устранения нарушений, однако, поскольку ЗАО "Речной порт" ведется работа по устранению выявленных нарушений: ликвидирована задолженность по налогу за 2013 год, направлены в Министерство материалы Технического проекта разработки месторождения строительных песков "Гавердовское", который будет рассмотрен в установленный законодательством срок 30 дней (не позднее 26.11.2014), Министерство считает возможным не принимать в настоящее время решения о досрочном прекращении права пользования недрами. Вместе с тем, в связи с неустранением обществом в полном объеме нарушений, указанных в уведомлении, предложено в возможно короткие сроки представить план дальнейших действий по устранению нарушений с указанием предполагаемых сроков их выполнения.
Общество в письме от 26.11.2014 в„– 425 сообщило о намерении в месячный срок после согласования технического проекта подготовить и направить в Министерство соответствующий пакет документов и заявку на получение горного отвода в уточненных границах по участку "Гавердовский".
20.03.2015 Министерством принято решение в„– 33 о досрочном прекращении права пользования участком месторождения "Гавердовский" и аннулировании лицензии РЯЗ 06939 ТЭ, в связи с нарушением обществом существенного условия лицензии, которое заключается в непредставлении ЗАО "Речной порт" заявки с соответствующим комплектом документов на получение горного отвода в уточненных границах, как в установленные в уведомлении от 23.07.2014 сроки, так и на момент принятия данного решения.
Полагая, что решение Министерства от 20.03.2015 в„– 33 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Речной порт" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы Федерального закона от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в ст. 20, 21 данного Закона оснований принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр. Лицензирующий орган при рассмотрении вопроса о прекращении права пользования недрами не может ограничиться формальным установлением факта нарушений лицензионного соглашения не исследуя всех фактических обстоятельств совершения данного нарушения в совокупности и взаимосвязи.
Считая данный вывод суда ошибочным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения нормам действующего законодательства и об отсутствии нарушений прав и законных интересов ООО "Речной порт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку установлено наличие нарушения обществом существенного условия лицензии, выразившегося в отсутствии представления заявки с соответствующим комплектом документов на получение горного отвода в уточненных границах.
Суд округа не может согласиться с выводами Двадцатого арбитражного апелляционного суда по следующим основаниям.
Федеральный закон "О недрах", определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 в„– 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2. Закон о недрах).
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя, в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона о недрах). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Министерством 20.03.2015 принято решение о досрочном прекращении права пользования участком месторождения "Гавердовский" и аннулировании лицензии РЯЗ 06939 ТЭ в связи с отсутствием заявки общества на получение горного отвода в уточненных границах, как в установленные в уведомлении от 23.07.2014 сроки, так и на момент принятия решения (20.03.2015).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, у общества отсутствовала возможность исполнить требования министерства по устранению нарушений в части оформления соответствующего комплекта документов на получение горного отвода в уточненных границах в установленный в уведомлении от 23.07.2014 в„– ИА/9-3465 срок, поскольку процедура оформления и согласования заняла значительно больше времени, чем период, предоставленный министерством на устранение нарушений. При этом обществом предпринимались меры для исправления нарушений и продления установленного срока для их устранения.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с п. 1 "Положения о министерстве природопользования и экологии Рязанской области", утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 9 июля 2008 в„– 134, Министерство является специально уполномоченным органом в сфере регулирования отношений недропользования на территории Рязанской области и в силу ст. 5 Закона Рязанской области от 04.04.2007 в„– 47-ОЗ "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере регулирования отношений недропользования" наделяется полномочиями по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, относительно участков недр местного значения оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно положениям пункта 20 "Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 в„– 118, рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр.
Порядок предоставления горного отвода в уточненных границах определен в разделе II "Положения о порядке предоставления геологических и горных отводов для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Рязанской области", утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 13.08.2008 в„– 164 (ред. от 21.12.2011, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), для получения которого пользователем недр к заявке прилагаются, в том числе, технический проект разработки месторождения, согласованный и утвержденный в установленном порядке, содержащий проект горного отвода, согласованный с органами местного самоуправления, на территории которых располагается испрашиваемый участок, топографический план проекта горного отвода в уточненных границах, привязанный к местности, с обозначением угловых точек и их географических координат, обозначением контуров, границ и зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, и границ ранее предоставленных действующих горных отводов на прилегающей территории (при их наличии).
Кассационная инстанция полагает, что невозможность своевременного устранения обществом одного из выявленных нарушений (не представлена заявка на получение горного отвода в уточненных границах) вызвана причинами объективного характера, связанными с прохождением обществом процедуры согласования и утверждения технического проекта разработки месторождения, проекта горного отвода в уточненных границах в Министерстве и органах местного самоуправления. Представленный в Министерство технический проект 28.10.2014 был согласован и утвержден только 17.12.2014.
Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости учета подобных причин при вынесении соответствующего решения и определения меры ответственности общества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая фактически понесенные обществом затраты на устранение нарушений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоразмерности последствиям допущенных ООО "Речной порт" нарушений избранной министерством меры воздействия в виде досрочного прекращения права общества пользования недрами.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права и у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для его отмены.
В связи с изложенным и на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 104, 110, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 по делу в„– А54-2405/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.10.2015 по настоящему делу оставить в силе.
Возвратить ООО "Речной порт" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.03.2016 через Рязанское отделение в„– 8606 филиал в„– 12 государственную пошлину в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Взыскать с Министерства природопользования и экологии Рязанской области в пользу ООО "Речной порт" судебные расходы в сумме 1500 рублей, понесенные обществом по уплате государственной пошлины при обращении с кассационной жалобой.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------