Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.06.2016 N Ф10-1524/2016 по делу N А62-7197/2014
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления от включения места размещения торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города, обязании включить место в схему.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления мотивировал отказ тем, что размещение торговых объектов в составе остановочных комплексов будет проводиться на конкурсной основе.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный нестационарный торговый павильон эксплуатировался предпринимателем на законном основании. При утверждении схемы либо внесении в нее изменений должны сохранять прежние места размещения нестационарных торговых объектов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. в„– Ф10-1524/2016

Дело в„– А62-7197/2014

резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2016
постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Орлова А.В., Ключниковой Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ИП Исаев А.З.-оглы, г. Смоленск, ОГРН 304673112700093 Абгарян А.А. - дов. от 04.09.2014 в„– 67 АА 0670510 на 20 лет
от заинтересованного лица - Администрации г. Смоленска, г. Смоленск, ОГРН 1026701449719 не явились
от третьего лица - ДИЗО Смоленской области, г. Смоленск, ОГРН 102670143 7212 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2015 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи: Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А 62-7197/2014,

установил:

индивидуальный предприниматель Исаев Абид Захид оглы (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Смоленска (далее - Администрация), изложенного в письме от 22.10.2014 в„– 16/02-1548, от включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Смоленска (далее - Схема) места размещения торгового павильона, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой (остановка общественного транспорта "Улица Твардовского"), на земельном участке с кадастровым номером 67:27:003 0603:30, и о возложении на Администрацию обязанности по включению в Схему места размещения указанного торгового павильона.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент).
Решением суда первой инстанции от 17.11.2015 требования предпринимателя удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать, ссылаясь на отсутствие у предпринимателя права на земельный участок под торговым павильоном, а также на то, что арбитражные суды фактически рассмотрели спор в отношении нормативного правового акта, который неподведомственен арбитражным судам.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но представители Администрации и Департамента в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя просил оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи с необоснованностью ее доводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, предпринимателю на праве собственности принадлежит остановочный торговый модуль, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, на сформированном земельном участке с кадастровым номером 67:27:003 0603:30, предоставленном предпринимателю на основании постановлений Администрации от 26.12.2001 в„– 2738 и от 18.03.2005 в„– 673 по договорам аренды от 19.06.2002 в„– 3040 и от 29.04.2009 в„– 699/з.
6 февраля 2013 г. Департамент направил предпринимателю уведомление в„– 01401/09 о прекращении договора аренды земельного участка от 29.04.2009 в„– 699/з на основании п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) - в связи с отказом арендодателя от договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
8 октября 2014 г. предприниматель обратился в Управление по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации (далее - Управление) с заявлением о включении торгового павильона в Схему.
Письмом от 22.10.2014 за исх. в„– 16/02-1548 Управление отказало предпринимателю в удовлетворении его заявления, ссылаясь на то что размещение торговых объектов в составе остановочных комплексов будет проводиться на конкурсной основе.
Не соглашаясь с отказом от включения нестационарного торгового объекта в Схему, полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что рассмотрение заявлений о включении нестационарных торговых объектов в Схему входит в полномочия Администрации.
В силу ч. 1, ч. 3, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Пунктом 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 в„– 772 (далее - Правила в„– 772), предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.
Постановлением Администрации от 27.01.2011 в„– 38 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок в„– 38).
Согласно пунктам 7 - 10 Порядка в„– 38 органы местного самоуправления городских и сельских поселений Смоленской области и территориальные органы администрации города Смоленска в целях разработки и утверждения Схемы выявляют все существующие нестационарные торговые объекты, проводят мониторинг потребности в нестационарных торговых объектах на соответствующей территории, результаты которого представляют в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет формирование плана размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области с учетом размещения существующих нестационарных торговых объектов. На основании сформированного плана размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Исходя из изложенных норм права, суды пришли к правильным выводам о том, что при утверждении Схемы либо внесении в нее изменений сохраняются прежние места размещения нестационарных торговых объектов, если строительство, реконструкция или эксплуатация таких объектов начаты на законных основаниях до утверждения Схемы.
Так как спорный нестационарный торговый объект эксплуатировался предпринимателем на законном основании на земельном участке по адресу: г. Смоленск, ул. Тенишевой, с 2002 года (в дальнейшем был реконструирован), суд верно указал, что у Администрации не имелось оснований не включать в Схему место его размещения.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования заявителя в полном объеме.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок незаконно занимается предпринимателем, так как арендные отношения прекращены, не заслуживает внимания.
Часть 1 статьи 10 Закона в„– 381-ФЗ не связывает размещение нестационарных торговых объектов с наличием договоров аренды на землю, а предусматривает размещение нестационарных торговых объектов только в соответствии со Схемой. На 25.12.2012, дату утверждения постановлением Администрации в„– 2317-адм первой Схемы, предприниматель использовал спорный земельный участок под торговый павильон на законном в тот период основании - по договору аренды на землю.
Довод Администрации о том, что арбитражный суд рассмотрел неподведомственное ему дело об оспаривании нормативного правового акта, неверен.
Суд рассмотрел требование предпринимателя о признании незаконным отказа Администрации от включения места расположения торгового павильона в Схему. Отказ от включения места расположения торгового павильона в Схему, оформленный письмом, приравнивается к решению органа местного самоуправления, принятого по результатам рассмотрения заявления обратившегося в орган местного самоуправления конкретного лица.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу в„– А62-7197/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
А.В.ОРЛОВ
Н.В.КЛЮЧНИКОВА


------------------------------------------------------------------