Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2016 N Ф10-1595/2016 по делу N А83-1489/2015
Требование: О признании недействительным постановления о внесении изменений в постановление о вопросах управления собственностью субъекта РФ.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости были включены в перечень имущества, учитываемого как собственность субъекта РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, правомерно приобрел статус собственности субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2016 г. в„– Ф10-1595/2016

Дело в„– А83-1489/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июня 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль" (ОГРН 1149102072415, ИНН 9102038507, Свердлова ул., д. 34, г. Ялта, Республика Крым, 298603): Ислентьевой О.Е. - представителя, действующей по доверенности от 20.02.2016 без номера;
от Государственного Совета Республики Крым (К.Маркса ул., д. 18, г. Симферополь, Республика Крым, 295000): Дусенко П.Н. - представителя, действующего по доверенности;
от Совета Министров Республики Крым (Кирова пр-т, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000): Ковтонюк Я.Н. - представителя, действующей по доверенности от 09.11.2015 в„– 1/01-48/5307;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (Севастопольская ул., д. 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015): Пашиева Э.У. - представителя, действующего по доверенности от 29.12.2015 в„– 706-Д;
от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (Гидрографическая ул., д. 1-в, г. Севастополь, 299003): Борейко Л.П. - представителя, действующей по доверенности от 13.05.2016 в„– 70;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.09.2015 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Привалова А.В.) по делу в„– А83-1489/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дворцово-парковый ансамбль" (далее по тексту - ООО "Дворцово-парковый ансамбль", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления Государственного Совета Республики Крым (далее по тексту также - Госсовет) от 27.02.2015 в„– 504-1/15 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить указанные решение и постановление в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу Государственный Совет Республики Крым, Совет Министров Республики Крым и Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просят оставить принятые по настоящему делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе и отзывах на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, Обществом по договорам купли-продажи от 25.06.2008 и 17.03.2009 приобретены: летний кинотеатр с кинобудкой (литер "Я") общей площадью 28,4 кв. м; здание столовой в„– 2 (литер "И") общей площадью 794,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 38; торговый комплекс (литер "Г") общей площадью 377,4 кв. м; спорткомплекс (склад спортинвентаря литер "Д" площадью 41,7 кв. м; контрольно-пропускной пункт в„– 1 общей площадью 20 кв. м, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 32; спальный корпус в„– 6 (литер "Я") общей площадью 6179,4 кв. м; здание столовой (литер "Л") общей площадью 4629,6 кв. м; танцевальная площадка (литер "Щ"), площадка (литер "щ1"), пристройка (литер "щ2") общей площадью 33,8 кв. м; спальный корпус литер "А" общей площадью 271,3 кв. м; гараж литер "Е" общей площадью 620,4 кв. м; склад литера "Ж" общей площадью 64,2 кв. м; мастерская литера "З" общей площадью 94,9 кв. м; склад топлива литер "И" общей площадью 231 кв. м; танцклуб литера "К" общей площадью 626,4 кв. м; спальный корпус в„– 8 литера "Л" общей площадью 1102,9 кв. м; теплицы: литеры "М", "Н", "О", каждая по 59,2 кв. м площадью; здание управления санатория литера "П" общей площадью 375,2 кв. м; прачечная-котельная литера "С" общей площадью 740,7 кв. м; склад и боксы на 6 машин литера "Ч" общей площадью 150,2 кв. м; гараж литера "Ш" общей площадью 182,2 кв. м; электрощитовая литера "Ц" общей площадью 53,9 кв. м; контрольно-пропускной пункт в„– 2 литера "Д" общей площадью 4 кв. м; контрольно-пропускной пункт в„– 3 литера "Е" общей площадью 6 кв. м; контрольно-пропускной пункт в„– 4 литера "Ж" общей площадью 4,6 кв. м; котельная литера "Г" общей площадью 427,8 кв. м, ранее расположенная по ул. Свердлова, 38; столярная мастерская литера "Ю" общей площадью 301,2 кв. м; мастерская литера "Ф" общей площадью 57 кв. м; душевая, бюветная литера "Щ" общей площадью 133,2 кв. м; на участке сооружения стадиона (футбольного поля); здание службы тыла литера "Р" общей площадью 481,3 кв. м; здание аптеки литера "В" общей площадью 284,6 кв. м; диспетчерская - склад гаража литера "Э" общей площадью 263,2 кв. м; склад литера "Т" общей площадью 818,3 кв. м; склад литера "К" общей площадью 153,8 кв. м; летний кинотеатр литера "Х" площадью 100,6 кв. м; танцплощадка литера "З" площадью сцены - 16 кв. м; слесарная мастерская литера "У" общей площадью 104 кв. м, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34; корпус литера "Г" общей площадью 178.7 кв. м; спальный корпус в„– 7 литеры "Д", "д", "д1" - "д6" общей площадью 1522,1 кв. м, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34.
В соответствии с частью третьей статьи 7, статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 75, 76 Конституции Республик Крым Госсоветом 30.04.2014 принято постановление в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - постановление в„– 2085-6/14), в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Госсовета от 03.09.2014 в„– 2474-6/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения в Постановление в„– 2085-6/14, пункт 1 которого после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению".
Постановлением Госсовета от 27 февраля 2015 года в„– 504-1/15 "О внесении изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым Приложение к Постановлению в„– 2085-6/14 дополнено пунктом 242.
Названный пункт 242 Приложения предусматривает включение в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, имущества бывшего государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (бывший военный городок в„– 94), расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 32,
Посчитав, что постановление от 27 февраля 2015 года в„– 504-1/15 в части дополнения п. 242 приложения к постановлению в„– 2085-6/14, нарушает его право собственности на объекты недвижимости, указанные в этом пункте, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, отказывая в удовлетворении которых, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 6-ФКЗ) до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
И данная норма Закона в„– 6-ФЗ не ограничивает право Госсовета по регулированию своими нормативными правовыми актами только тех отношений, которые урегулированы актами федеральных органов исполнительной власти, а лишь устанавливает условие, при котором такое регулирование может быть осуществлено.
Таким образом, Российская Федерация, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией Российской Федерации, приняв Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 в„– 6-ФКЗ урегулировала гражданские правоотношения, в том числе имущественные правоотношения, и предоставила Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативные правовые акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные правоотношения (в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц), только при условии, что такие акты Республики Крым будут согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а из этого следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы и подлежат преимущественному применению.
Таким образом, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению, в том числе, в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного федеральным законом.
Госсоветом по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации принят Закон Республики Крым от 19.01.2015 в„– 72-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республик Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республик Крым" (далее - Закон в„– 72-ЗРК), статьей 1 которого Закон Республики Крым от 31.07.2014 в„– 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон в„– 38 ЗРК) дополнен статьей 2.1, в соответствии с абзацем 3 части 1 которой право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Госсовета от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Из вышеуказанного следует, что в данном случае преимущественному применению подлежит Закон в„– 72-ЗРК и оспариваемое постановление, как принятые в развитие статьи 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ.
Таким образом, принимая оспариваемое постановление, Госсовет действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона в„– 38-ЗРК земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республике Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами постановление Госсовета от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество, включая и то, которое указано в пункте 242.
Помимо указанного арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд учли, что вступившими в законную силу решениями Хозяйственного суда Автономной Республики Крым признаны недействительными сделки продавца - государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный войсковой санаторий Ялтинский" по купле-продаже части указанного выше имущества.
Так, решением суда от 4 ноября 2010 года по делу в„– 2-22/562/2009 признан недействительным контракт от 22 декабря 2004 года в„– 2212/03 с покупателем ООО "Евроойл" на приобретение имущества (желудочно-кишечный кабинет (литер "Г") - в последующем здание переименовано в литер "Б" - общей площадью 180,9 кв. м, танцевальный зал (танцевальный клуб) (литер "К") общей площадью 626,4 кв. м, танцевальная площадка (литер "Щ"), площадка (литер "щ1"), пристройка (литер "щ2") общей площадью 33,8 кв. м, помещения теплиц: литер "М" площадью 365,7 кв. м, литер "Н" площадью 260 кв. м, литер "О" площадью 260 кв. м - общей площадью 885,7 кв. м, склад топлива (литер "И") общей площадью 231 кв. м, боксы для машин (литер "Е") общей площадью 620,4 кв. м, спальный корпус в„– 7 (литер "Д", веранды литер "д", "д1" - "д6") - в последующем здание переименовано в литер "А" - общей площадью 1522,1 кв. м, склад гражданской обороны (литер "Ж") общей площадью 64,2 кв. м);
Решениями суда от 02.08 2011 по делу в„– 2-28/2099-2011 и от 16.12.2011 по делу в„– 5002-9/4570-2011 признаны недействительными договоры купли-продажи с ООО "Барконд" от 14.10.2005 в„– 3185 и в„– 3183 относительно имущества: спального корпуса в„– 6 (литер "Я") общей площадью 6179,4 кв. м, здания управления санатория (литер "П") общей площадью 375,2 кв. м, прачечной, котельной (литер "С") общей площадью 740,7 кв. м, столярной мастерской (литер "Ю") общей площадью 301,2 кв. м, мастерской (литер "Ф") общей площадью 57 кв. м, склада и боксов на 6 машин (литер "Ч") общей площадью 150,2 кв. м, гаража (литер "Ш") общей площадью 182,2 кв. м, душевой, бюветной (литер "Щ") общей площадью 133,2 кв. м, сооружения стадиона (футбольного поля) в„– LXVIII общей площадью 6945,7 кв. м, торгового комплекса (литер "Г") общей площадью 377,4 кв. м, электрощитовой (литер "Ц") общей площадью 53,9 кв. м, контрольно-пропускного пункта в„– 2 (литер "Д") общей площадью 4 кв. м, контрольно-пропускного пункта в„– 3 (литер "Е") общей площадью 6 кв. м, контрольно-пропускного пункта в„– 4 (литер "Ж") общей площадью 4,6 кв. м, спорткомплекса (склад спортинвентаря литер "Д" площадью 41,7 кв. м, спортивных площадок литер "д", "д1" площадью 1210,7 кв. м, общей площадью 1252,4 кв. м, котельной в„– 2 (литер "Г") общей площадью 427,8 кв. м.
Земельный участок, на котором расположено спорное недвижимое имущество, на момент вступления Республики Крым в состав Российской Федерации находился в государственной собственности Украины и соответственно правомерно приобрел статус собственности Республики Крым.
Помимо указанного, 19.05.2015 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в оперативное управление недвижимое имущество, земельные участки в границах военных городков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных: военный городок в„– 94 по ул. Свердлова, 32.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изложенные в жалобе доводы являлись предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Несогласие Общества с такой оценкой и иное толкование им положений действующего законодательства не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами не допущено, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А83-1489/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------