Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2016 N Ф10-3740/2015 по делу N А84-4/2015
Требование: О признании недействительной декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Обстоятельства: Орган строительного контроля полагает, что оспариваемая декларация была зарегистрирована незаконно.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт того, что декларация была зарегистрирована уполномоченным органом в соответствии с действующим на тот момент законодательством, являлась действующей и подтверждала право на эксплуатацию указанного в ней объекта строительства, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2016 г. в„– Ф10-3740/2015

Дело в„– А84-4/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2016
Полный текст постановления изготовлен 03.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Николаевой Н.Н., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (пл. Восставших, д. 6, г. Севастополь, Республика Крым, 299011, ОГРН 114920400447) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственной инспекции архитектурно-строительного контроля Украины (бул. Леси Украинки, д. 26, г. Киев, Украина, 01133) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от частного предприятия "Татьяна" (ул. Силаева, д. 8, г. Севастополь, Республика Крым, 299029) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Проспект-2" (ул. Силаева, д. 8, г. Севастополь, Республика Крым, 299029) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 (судьи Полынкина Н.А., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу в„– А84-4/2015,

установил:

инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (в настоящее время - Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Государственной инспекции архитектурно-строительного контроля Украины (далее - Инспекция), частному предприятию "Татьяна" (далее - ЧП "Татьяна"), обслуживающему кооперативу "Жилищно-строительный кооператив "Проспект-2" (далее - ОК "ЖСК "Проспект-2") о признании недействительной декларации от 17.12.2013 в„– IУ 143133511469 о готовности объекта к эксплуатации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 указанное решение суда отменено и производство по делу прекращено применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 03.12.2015 постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу в„– А84-4/2015 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 решение суда первой инстанции от 08.04.2015 отменено, заявление Инспекции государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда от 15.02.2016, оставив в силе решение первой инстанции от 08.04.2015.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом, 16.03.2011 Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе было выдано ЧП "Татьяна" и ОК "ЖСК "Проспект-2" разрешение за в„– 49 на выполнение строительных работ по возведению жилых домов сблокированного типа (ПК-2, блок 3, 4) по улице Челюскинцев, 57 в городе Севастополе.
17.12.2013 Государственной инспекцией архитектурно-строительного контроля Украины под номером в„– IУ 143133511469 была зарегистрирована декларация о готовности к эксплуатации объекта: "Строительство квартала жилых домов сблокированного типа", расположенного по адресу: город Севастополь, улица Челюскинцев, 57, III категория сложности.
В связи с заключением Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь от 18.03.2014 и принятием Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" территория, на которой расположен вышеназванный объект недвижимого имущества, вошла в состав территории Российской Федерации.
Инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, являясь органом исполнительной власти, осуществляющим государственный строительный надзор, 23.09.2014 провела проверку на предмет правомерности ввода в эксплуатацию жилых домов сблокированного (ПК-2, блок 3, 4), расположенных по улице Челюскинцев, 57 в городе Севастополе.
Полагая, что вышеуказанная декларация о готовности к эксплуатации объекта была зарегистрирована незаконно, Инспекция обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконной и недействительной данной декларации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 08.04.2015 оспариваемая декларация признана незаконной и недействительной с момента ее регистрации - 17.12.2013.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 решение суда первой инстанции от 08.04.2015 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I - III категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации органом государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Таким образом, документом, дающим право на эксплуатацию объекта, строительство которого окончено до 18.03.2014, является декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная органом государственного архитектурно-строительного контроля Украины.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" форма декларации о готовности объекта к эксплуатации, порядок ее представления и регистрации определяются Кабинетом Министров Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 в„– 461 утвержден порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (далее по тексту - порядок). Пунктом 2 порядка было закреплено, что принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категории сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее территориальными органами поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации (далее - декларация).
Согласно подпункту 4 пункта 4 положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 8 апреля 2011 года в„– 439/2011, регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации отнесена к полномочиям Государственной инспекции. Указанным положением также была предусмотрена возможность в определенных законодательством случаях отказывать в регистрации таких деклараций.
Как следует из материалов дела, в обоснование незаконности декларации от 17.12.2013 в„– IУ 143133511469 Инспекция государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя ссылалась только на факт регистрации данной декларации, по мнению заявителя, не уполномоченным органом.
При таких обстоятельствах спора суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемая декларация была зарегистрирована уполномоченным на то органом Украины в соответствии с действующим на тот момент законодательством и в силу статьи 12 Закона в„– 6-ФКЗ данная декларация являлась действующей и подтверждала право на эксплуатацию указанного в ней объекта строительства.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, а поэтому не подлежат переоценке в порядке кассационного производства.
Учитывая изложенные обстоятельства спора и требования действующего законодательства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительной декларации от 17.12.2013 в„– IУ 143133511469 о готовности объекта к эксплуатации.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по делу в„– А84-4/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------