Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.06.2016 N Ф10-1501/2016 по делу N А62-5906/2015
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала общество привести порядок расчета за коммунальную услугу в соответствие с требованиями законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку у общества отсутствует обязанность по перерасчету платы за потребленную горячую воду в порядке, предложенном жилищной инспекцией.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. в„– Ф10-1501/2016

Дело в„– А62-5906/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июня 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищник 1" (ОГРН 1056700017527, ИНН 6725011314, 17-й микрорайон, д. 2/3, г. Рославль, Рославльский район, Смоленская область, 216507): Устиненкова А.А. - представителя, действующего по доверенности от 18.04.2016 без номера;
от Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, Энгельса ул., д. 23, г. Смоленск, 214014): Ковальчук О.В. - представителя, действующей по доверенности от 01.04.2015 в„– 03387;
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1036758309719, ИНН 6730048214, Шевченко ул., д. 77а, г. Смоленск, 214020) в лице Рославльского филиала (4-й Дачный пер., д. 7, г. Рославль, Смоленская область, 216507): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
Фищенкова Александра Николаевича (г. Рославль, Смоленская область): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2015 (судья Красильникова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А62-5906/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищник 1" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Жилищник 1") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее по тексту также - Управление, Жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 16.07.2015 в„– П-86-ЖКУ/2015.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания" в лице Рославльского филиала и Фищенков Александр Николаевич.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение или принять новый судебный акт.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Жилищник 1" и общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания" считают принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Жилищной инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, напротив, возражал против доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе и отзывах на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, на основании обращения жителя дома в„– 11 мкр. 15 в г. Рославле Смоленской области, в соответствии с приказом от 12.05.2015 в„– 858/ИП в период с 12.05.2015 по 26.05.2015 Управлением проведена внеплановая документарная проверка деятельности Общества, связанная с соблюдением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354) в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение, в том числе предоставленную на общедомовые нужды.
Так, собственниками помещений многоквартирного дома в„– 11 в мкр. 15 в г. Рославля Смоленской области в качестве способа управления многоквартирным домом избрана управляющая организация - ООО "Жилищник 1" (договор управления многоквартирным домом от 01.08.2011).
Указанный договор заключен на пять лет с 01.08.2011 по 31.07.2015. По условиям договора управляющая компания выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляет иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность, а собственник своевременно вносит плату за жилое помещение и на условиях, определенных настоящим договором, (пункты 2.1 и 2.2. Договора). В то же время договор не содержит условий предоставления коммунальных услуг собственникам/нанимателям помещений вышеуказанного многоквартирного дома. Договор о предоставлении коммунальных услуг собственникам/нанимателям помещений в указанном многоквартирном доме Управлению не представлен.
До настоящего времени Общество не заключило договор на поставку горячей воды с ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем расчет платы за горячее водоснабжение собственникам (нанимателям) помещений указанного дома производит непосредственно ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго".
Из материалов дела следует, что вышеуказанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета горячей воды. Решение на собрании собственников многоквартирного дома о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, не принималось.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что ресурсоснабжающая организация необоснованно выставляла счета на оплату коммунальной услуги не исполнителю коммунальной услуги (Обществу), а непосредственно потребителям; необоснованно производила расчет услуги на общедомовые нужды (ОДН) не в соответствии с порядком, установленным абзацем 2 статьи 44 Правил в„– 354 (в размере норматива потребления), а в соответствии с абзацем 4 пункта 44 настоящих Правил (с включением "сверхнормативного" объема не к оплате управляющей организации, а к оплате потребителям).
Обществу выдано предписание от 26.05.2015 в„– П-55-ЖКУ/2015, в силу которого оно обязано в срок до 26.06.2015 в целях устранения выявленных нарушений привести порядок расчета платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение, в том числе предоставленную на общедомовые нужды, для собственников помещений многоквартирного дома в соответствие с пунктом 44 Правил в„– 354. Данное предписание Обществом не обжаловалось.
01.07.2015 начальником Управления подписан приказ в„– 1206/ИП о проведении в период с 01.07.2015 по 16.07.2015 проверки исполнения предписания, выданного ООО "Жилищник 1" в связи с окончанием указанного в предписании срока.
По результатам проверки установлено, что Обществом порядок расчета платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение, в том числе предоставленную на общедомовые нужды, не приведен в соответствие с пунктом 44 Правил в„– 354, то есть предписание в„– П-55-ЖКУ/2015 от 26.05.2015 управляющей организацией в установленный срок не исполнено.
Обществу выдано повторное предписание от 16.07.2015 в„– П-86-ЖКУ/2015, согласно которому ООО "Жилищник 1" необходимо в срок до 17.08.2015 в целях устранения выявленных нарушений привести расчет платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение, в том числе предоставленную на общедомовые нужды для собственников помещений упомянутого выше многоквартирного дома, в соответствие с пунктом 44 Правил в„– 354, а также произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жильцам указанного дома за период с ноября 2013 года по март 2015 года с учетом положений пункта 44 настоящих Правил (изменения в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 в„– 344 и вступившими в силу с 01.06.2013).
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суды исходили из следующего.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за горячее водоснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил в„– 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 44 Правил в„– 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь.
В силу пункта 14 Правил в„– 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как указано выше, в связи с отсутствием договора ООО "Жилищник 1" с ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" на поставку коммунального ресурса, платежные документы об оплате коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в том числе на общедомовые нужды, собственникам помещений в многоквартирном доме в„– 11 мкр. 15 в г. Рославле Смоленской области предъявляла ресурсоснабжающая организация.
События, предусмотренные пунктом 14 Правил в„– 354, в соответствии с которыми ООО "Жилищник 1" обязано было бы приступить к перерасчету платы, на дату принятия оспариваемого предписания не наступили.
Оспариваемое предписание Жилищной инспекции также не содержало требований, адресованных заявителю о заключении с ресурсоснабжающей организацией договора на поставку услуги по горячему водоснабжению.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, а также требования пункта 9 и пункта 14 Правил в„– 354 у Общества в установленном порядке не возникла обязанность по предоставлению коммунальных услуг, связанных с горячим водоснабжением дома в„– 11 мкр. 15 в г. Рославле Смоленской области, а поэтому Жилищная инспекция не вправе была возлагать на управляющую организацию обязанность в части порядка расчета платы за потребленную горячую воду и перечисления ее ресурсоснабжающей организации, в связи с тем, как акцентировано выше, договор на оказание услуги по горячему водоснабжению ООО "Жилищник 1" с ресурсоснабжающей организацией не заключало, платежные документы об оплате потребленной горячей воды, в том числе на общедомовые нужды, собственникам помещений в многоквартирном доме доме в„– 11 мкр. 15 в г. Рославле Смоленской области предъявляла ресурсоснабжающая организация.
Изложенные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии у управляющей организации обязанности по перерасчету платы за потребленную горячую воду в порядке, предложенном Жилищной инспекцией.
Кроме того, при наличии сложившихся гражданско-правовых отношений между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в вышеназванном многоквартирном доме в части поставки коммунального ресурса, Общество не вправе, в данном случае, осуществлять перерасчет платы за потребленный ресурс, что в свою очередь свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания Жилищной инспекции.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд заявленные требования о признании недействительным предписания Жилищной инспекции от от 16.07.2015 в„– П-86-ЖКУ/2015 обоснованно удовлетворил.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу в„– А62-5906/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------