Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2016 N Ф10-1829/2016 по делу N А14-7868/2015
Требование: О признании права оперативного управления на нежилые помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие правовых оснований для регистрации права собственности на помещения за ответчиком ввиду отнесения помещений исключительно к объектам федеральной собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные помещения в реестр федеральной собственности не вносились, их передача в оперативное управление не осуществлялась. Доказательств того, что на момент разграничения государственной собственности спорные помещения использовались истцом, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. в„– Ф10-1829/2016

Дело в„– А14-7868/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Леоновой Л.В.
судей Сорокиной И.В., Солодовой Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" ОГРН 1124632011360 ИНН 4632167820 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от ответчика:
открытое акционерное общество"Российские железные дороги" ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу в„– 14-7868/2015,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД", ответчик) о признании права оперативного управления на нежилые помещения в„– 40 площадью 25,3 кв. м и в„– 44 площадью 42,1 кв. м, расположенные на 5 этаже в здании по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, д. 18.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 28.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ТУ Росимущества в Воронежской области, третье лицо с самостоятельными требованиями), заявившее самостоятельные требования о признании за Российской Федерацией права собственности на нежилые помещения в„– в„– 40, 42, 43, 44 общей площадью 92,6 кв. м, расположенные на 5 этаже в здании по адресу: г. Воронеж пр. Революции д. 18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2015 (судья Романова Л.С.) в удовлетворении требований ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС", ТУ Росимущества в Воронежской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 г. (судьи Щербатых Е.Ю., Сухова И.Б., Поротиков А.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области и федеральное государственное бюджетное учреждение "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят состоявшиеся судебные акты отменить.
02.06.2016 в судебном заседании объявлен перерыв до 07.06.2016 на 12 часов 30 минут.
07.06.2016 в 12 часов 30 минут судебное заседание продолжено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании решения Исполнительного Комитета Воронежского Облсовета депутатов трудящихся от 03.07.1948 в„– 800, которым предложено Воронежскому горисполкому и Управлению Юго-Восточной железной дороги выделить для размещения Воронежского областного гидрометбюро (правопредшественника Воронежского ЦГМС - филиала ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС") помещения площадью 40 кв. м в здании, занимаемом Управлением дороги, Воронежский ЦГМС - филиал ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" занимает нежилые помещения в„– 40, 42, 43, 44 общей площадью 92,6 кв. м, расположенные в здании по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, д. 18, на 5 этаже.
Указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 09.07.1999 в„– Ш-1295у здание Управления ЮВЖД по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, д. 18, закреплено за Юго-Восточной железной дорогой на праве хозяйственного ведения.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 в„– 882-р и от 11.08.2003 в„– 1111-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых предлагается к внесению в уставный капитал единого хозяйственного субъекта на железнодорожном транспорте.
В названный перечень включено ФГУП "ЮВЖД" как имущественный комплекс, в который входило и здание Управления ЮВЖД.
Распоряжением Минимущества России, Федеральной энергетической комиссии России и МПС России от 30.09.2003 в„– 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
В соответствии с приложениями к сводному передаточному акту имущество (в том числе и здание Управления ЮВЖД) и обязательства ФГУП "ЮВЖД" переданы в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Право собственности ОАО "РЖД" на здание по адресу: г. Воронеж, проспект Революции д. 18 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 36 АА в„– 944297 от 25.03.2004 и серия 36-АГ в„– 331236 от 16.11.2011.
Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для регистрации права собственности на помещения в„– в„– 40, 42, 43, 44 за ответчиком как объекта железнодорожного транспорта в связи с приватизацией и включением в уставный капитал ОАО "РЖД" ввиду его отнесения как объекта гидрометеорологической службы исключительно к федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", ТУ Росимущества в Воронежской области заявило самостоятельные требования о признании права федеральной собственности на них.
Полагая, что на помещения в„– в„– 40, 44 возникло право оперативного управления, ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" предъявлен настоящий иск.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга" объекты государственной собственности, указанные в приложении в„– 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 4 раздела II приложения в„– 1 к указанному Постановлению предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов относятся исключительно к федеральной собственности.
Предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта также относятся к федеральной собственности.
На момент разграничения спорные помещения принадлежали ГП ЮВЖД (правопредшественник ОАО "РЖД") на праве хозяйственного ведения согласно Закону РСФР "О собственности в РСФСР", так как являлись комнатами в здании Управления ЮВЖД, входящим в имущественный комплекс предприятия железнодорожного транспорта. Отдельными самостоятельными объектами недвижимости они не являлись.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что с момента размещения сотрудников гидрометеорологической службы до 1991, указанные помещения изымались из владения ГП ЮВЖД и передавались истцу.
В Решении Исполкома Воронежского Облсовета депутатов трудящихся от 30.07.1948 указано на предложение Управлению ЮВЖД выделить для размещения метеослужбы помещения 40 кв. м.
Документы, подтверждающие какие помещения выделены, на каких условиях, а также какие именно комнаты и какой площадью занимал истец в 1991, отсутствуют.
Из материалов дела, следует, что помещения для размещения метеослужбы в здании Управления ЮВЖД предоставлены на условиях аренды с оплатой оказанием услуг по метеорологии.
Полномочия владельца и бремя содержания помещений (в целом по всему зданию) осуществляло ГП ЮВЖД, как до 1991, так и после.
Судом установлено, что на момент приватизации ГП на основании Постановления Правительства РФ в„– 585 от 18.09.2003 уполномоченные государственные органы (в том числе Минимущества России) не исключили из перечня объектов, включаемых в План приватизации, указанные помещения, не исключили из состава имущественного комплекса предприятия железнодорожного транспорта данные помещения, как не подлежащие приватизации и остающиеся в федеральной собственности. Спорное имущество в реестр федеральной собственности, не вносилось, его передача в оперативное управление ФГБУ "Центрально-черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" федеральным собственником не осуществлялась.
Судом обосновано сделан вывод о том, что поскольку в приватизации ГП ЮВЖД в 2003 принимало участие Минимущество России, которое не заявило о наличии права федеральной собственности на определенные помещения в здании Управления ЮВЖД, то учитывая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, требование третьего лица не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
На основании ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 125 и п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку в удовлетворении требований третьего лица о признании права федеральной собственности на спорные помещения отказано, то и исковые требования о признании права оперативного управления не подлежат удовлетворению.
Суд также обоснованно учел, что истец обладал только правом пользования спорными помещениями, владельцем спорных помещений он не являлся, то есть, занимал их с разрешения владельца ЮВЖД, а данное право пользования (фактическое размещение персонала) не является основанием для возникновения права собственности.
Доводы кассационных жалоб фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом, соответственно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений ст. 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу в„– 14-7868/2015, оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
Л.В.ЛЕОНОВА

Судьи
И.В.СОРОКИНА
Л.В.СОЛОДОВА


------------------------------------------------------------------