Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 N Ф10-1281/2016 по делу N А84-2568/2015
Обстоятельства: Определением производство по делу об отмене постановлений органа власти было прекращено ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, поскольку оспариваемые постановления имеют признаки нормативного правового акта.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф10-1281/2016

Дело в„– А84-2568/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 8 июня 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Васильевой Надежды Павловны (ОГРНИП 315920400005700, г. Севастополь, Республика Крым): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, Ленина ул., д. 2, г. Севастополь, Республика Крым, 299011): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя (Ленина ул., д. 2, г. Севастополь, Республика Крым, 299011): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Александра Невского ул., д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Надежды Павловны на определение Арбитражного суда города Севастополя от 24.02.2016 (судьи Морозова Н.А., Архипенко А.М., Минько О.В.) по делу в„– А84-2568/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель Васильева Надежда Павловна (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Правительству Севастополя, Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя о признании незаконным и отмене Постановления Правительства Севастополя от 09.11.2015 в„– 1030-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в Постановления Правительства Севастополя от 31.02.2015 в„– 246-ПП и от 29.05.2015 в„– 459-ПП", которыми не внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов нестационарный торговый объект по ул. Ерошенко, 11, в районе поликлиники в„– 2 в г. Севастополе, а также установившего условия конкурса и аукциона на ранее занимаемое предпринимателем место, об обязании правительства повторно рассмотреть схему и условия размещения нестационарных торговых объектов, привлечь к участию в обсуждении постановления и принять предложения заявителя, включить в схему размещения нестационарных торговых объектов упомянутый выше нестационарный торговый объект согласно поданным ранее заявлениям.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 24.02.2016 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ ввиду неподведомственности спора арбитражному суду, поскольку оспариваемые постановления Правительства имеют признаки нормативного правового акта.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить определение от 24.02.2016 в связи с неправильным применением норм процессуального и материального права, указывая в жалобе, в том числе, на ненормативно-правовой характер обжалованных постановлений, их несоответствие антимонопольному законодательству, нарушение Правительством города Севастополя положений Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 381-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Севастополя просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 в„– 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (пункт 1.1); об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Таким образом, с 06.08.2014 - даты начала действия статьи 29 Кодекса в указанной редакции - арбитражные суды, за исключением Суда по интеллектуальным правам, не рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом или должностным лицом, наличие в акте правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановлением в„– 1030-ПП Правительство Севастополя в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 в„– 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 в„– 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" утвердило Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (приложение в„– 1), Положение об организации и проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в порядке заключения такого договора (приложение в„– 2), Типовую форму договора на размещение нестационарного торгового объекта (приложение в„– 3), Положение об организации и проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта по реализации информационных материалов и туристско-экскурсионных продуктов и порядке заключения такого договора (приложение в„– 4), Методику определения начальной цены предмета торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящимся в собственности города Севастополя (приложение в„– 5) и схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя на период до 01.11.2017 (приложения в„– 6 и в„– 7).
Суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства принятия и опубликования, а также содержание оспариваемых документов, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 в„– 48, пришел к верному выводу, что оспариваемые постановления Правительства относятся к нормативным правовым актам.
Поскольку предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данных постановлений в ноябре 2015 года и до обращения в арбитражный суд не подавала в суд общей юрисдикции подобное заявление, которое не было бы рассмотрено по существу этим судом по причине неподведомственности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что настоящее заявление не подлежит рассмотрению арбитражным судом, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Исходя из положений частей 4 и 7 статьи 195 АПК РФ решение по делу об оспаривании нормативного правового акта обжалуется в порядке кассационного производства, на что правильно указал Арбитражный суд города Севастополя в определении о прекращении производства по делу.
Ссылка подателя жалобы на правоприменительную практику в обоснование довода о подведомственности спора арбитражному суду, является несостоятельной, поскольку приведенные примеры относятся к периоду времени, когда статья 29 АПК РФ действовала в иной редакции.
Иные требования заявителя связаны с проверкой законности и обоснованности обжалуемых нормативных актов, на проверку которых в силу вышеуказанных требований законодательства арбитражный суд не уполномочен.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обжалуемое определение правильным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены указанного судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда города Севастополя от 24.02.2016 по делу в„– А84-2568/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------