Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 N Ф10-1803/2016 по делу N А84-1607/2015
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Уполномоченный орган обязал общество передать вновь избранной управляющей компании техническую документацию на многоквартирный жилой дом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент предъявления оспариваемого предписания сроки для понуждения исполнить обязанность по передаче документов не наступили в силу положений жилищного законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф10-1803/2016

Дело в„– А84-1607/2015

Резолютивная часть объявлена 01.06.2016
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Севастопольское ремонтно-эксплуатационное предприятие" (ОГРН 1149204006170, ИНН 9201002011, ул. Вакуленчука, 53, корп. 6, г. Севастополь, 299053) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района - 1" (ул. Героев Бреста, 45, г. Севастополь, 299059) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.12.2015 (судья Александров А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 (судьи Привалова А.В., Омельченко В.А., Полынкина Н.А.) по делу в„– А84-1607/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СевРЭП" (далее - общество, ООО УК "СевРЭП") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным предписания Государственного жилищного надзора города Севастополя (переименовано в Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, далее - Госжилнадзор, управление) от 13.08.2015 в„– 42.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания Гагаринского района - 1" (далее - ГУП "УК Гагаринского района - 1", предприятие).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016, предписание Госжилнадзора от 13.08.2015 в„– 42 признано недействительным.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку решение и постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, в связи с обращением ГУП "УК Гагаринского района - 1" от 26.06.2015 в„– 1/672 по вопросу воспрепятствования деятельности по управлению многоквартирными домами в„– 12/2, 12/3, 12/4, 12/5, 12/6 по ул. Челнокова в г. Севастополе, выразившегося в отказе от передачи технической документации на многоквартирные дома, Госжилнадзором на основании распоряжения от 29.06.2015 в„– 90 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "УК "СевРЭП" обязательных требований жилищного законодательства, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416.
В ходе проверки Госжилнадзором установлено, что ООО УК "СевРЭП" передало техническую документацию ГУП "УК Гагаринского района - 1" только на многоквартирный дом в„– 12/3 по ул. Челнокова в городе Севастополе, а по многоквартирным домам в„– 12/2, 12/4, 12/5, 12/6 техническая документация не передавалась, что нашло отражение в акте от 22.07.2015 в„– 90.
По результатам проверки Госжилнадзором выдано предписание от 13.08.2015 в„– 42, в соответствии с которым обществу в срок не позднее 24.08.2015 предписано передать управляющей организации ГУП "УК Гагаринского района - 1" техническую документацию на многоквартирный дом в„– 12/5 по улице Челнокова в городе Севастополе.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО УК "СевРЭП" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, Кодекс) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, кроме прочего, имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с положениями ст. 20 Жилищного кодекса, ч. 1 ст. 17 Федерального закона в„– 294-ФЗ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, кроме прочего, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, в рассматриваемом случае основанием для проведения проверки явилось обращение вновь избранной управляющей компании по поводу принятия мер к обществу "УК СевРЭП" в связи с непередачей технической документации на дом, расположенный по адресу ул. Челнокова, д. 12/5, г. Севастополь.
Признавая недействительным выданное Госжилнадзором обществу предписание, суды пришли к верному выводу, основанному на оценке установленных по делу фактических обстоятельств, о недоказанности органом жилищного надзора противоправного поведения ООО УК "СевРЭП", поскольку на момент проверки и выдачи предписания нарушения положений пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса еще не наступили.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанный в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса).
Таким образом, право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в этом доме, способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Пункт 8.2 статьи 162 Кодекса позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом в случаях, если управляющая организация не выполняет условий такого договора или принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В силу пункта 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, в силу вышеназванных норм Жилищного кодекса собственники жилых помещений вправе принять решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления в случаях, оговоренных законом, и должны определить с какого момента прекращается действие договора управления.
Как верно установили суды, подтверждено материалами дела, ООО "УК "СевРЭП" управляло многоквартирным домом в„– 12/5 по ул. Челнокова в г. Севастополе на основании заключенного с обслуживающим кооперативом "Жилищно-строительный кооператив "Проспект V" (ЖСК), действующего в интересах собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов в„– 12/1, 12/2, 12/3, 12/4, 12/5 и 12/6 на основании протокола общего собрания членов ЖСК "Проспект V" от 26.12.2014 в„– 6, договора от 30.12.2014 в„– 9. Срок действия договора установлен до 31.12.2015. В соответствии с п. 9.5 договор может быть досрочно расторгнут сторонами, если сторона по договору предупредит другую сторону не позднее, чем за три месяца до окончания срока его действия.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ул. Челнокова, 12/5, г. Севастополь, проведено 28.02.2015, на котором собственники, в том числе, приняли решение о выборе иной управляющей организации - ГУП "УК Гагаринского района - 1" и утвердили условия договора с новой управляющей организацией, что подтверждено протоколом общего собрания собственников в многоквартирном доме от 28.02.2015.
Вместе с тем, как правильно установили суды, на указанном собрании не был определен момент, с которого прежний договор управления от 30.12.2014 в„– 9 считать расторгнутым.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 (далее - Правила в„– 416).
На основании пункта 18 Правил в„– 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Согласно пункту 19 Правил в„– 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация обязана передать техническую документацию вновь избранной управляющей организации. Такая передача должна состояться за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом.
Между тем, как установлено судами и подтверждено материалами дела, избранным на общем собрании собственников председателем совета многоквартирного дома в„– 12/5 по ул. Челнокова в г. Севастополе уведомление о принятом на собрании решении в адрес ООО "УК "СевРЭП" без приложения к нему копии протокола общего собрания направлено с нарушением пятидневного срока и получено управляющей организацией 23.05.2015 (вх. в„– 258).
Копия протокола общего собрания собственников обществом получена 05.08.2015 от ГУП "УК Гагаринского района - 1" вместе с требованием о передаче технической документации на многоквартирный дом.
Указанные обстоятельства Госжилнадзором не опровергнуты.
Таким образом, на момент проведения проверки 22.07.2015 управляющая организация в установленном Правилами в„– 416 порядке не была уведомлена о расторжении договора управления, поскольку в совокупности необходимыми документами, свидетельствующими о выборе собственниками помещений многоквартирного дома в„– 12/5 по ул. Челнокова в г. Севастополе другой управляющей организации, стала обладать только 05.08.2015.
А на момент предъявления органом жилищного надзора обществу предписания в„– 42-13.08.2015 сроки для понуждения исполнить обязанность по передаче документов не наступили.
Таким образом, предписание Госжилнадзора не является законным, поскольку обязанность исполнения действий, предписанных совершить обществу, не наступила в силу положений статей 161 и 162 Жилищного кодекса.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Доводы Госжилнадзора, приведенные в жалобе, были рассмотрены судами двух инстанций и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.12.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по делу в„– А84-1607/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------