Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 N Ф10-2079/2016 по делу N А84-106/2014
Обстоятельства: Определением произведена замена истца по делу об устранении препятствий в пользовании недвижимым имуществом путем выселения ответчика из встроенных нежилых помещений, поскольку факт перехода от истца к его правопреемнику полномочий по управлению и распоряжению имуществом установлен.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф10-2079/2016

Дело в„– А84-106/2014

Резолютивная часть постановления изготовлена 08.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сорокиной И.В.
судей Леоновой Л.В., Нарусова М.М.
при участии в заседании:
от истца
Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Представитель не явился, извещен надлежаще
от ответчика
Индивидуального предпринимателя Чесноковой Елены Гергиевны Представитель не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Чесноковой Елены Георгиевны, г. Севастополь, на определение Арбитражного суда города Севастополя от 13.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по делу в„– А84-106/2014,

установил:

Фонд коммунального имущества Севастопольского городского Совета обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Чесноковой Елене Георгиевне об устранении препятствий в пользовании принадлежащим истцу недвижимым имуществом путем выселения ответчика из встроенных нежилых помещений с II-1 по II-3 общей площадью 95,3 кв. м, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Павла Корчагина, д. 40.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поступило ходатайство о замене истца - Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета - на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, на основании ст. 48 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 13.01.2016 (судья Алешина С.М.), оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 (судьи Остапова Е.А., Проценко А.И., Баукина Е.А.) в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца по делу - Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, ИП Чеснокова Е.Г. обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из анализа приведенной нормы права следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Таким образом, в целях определения возможности процессуального правопреемства судом должны быть исследованы материально-правовые основания выбытия одной из сторон в спорном или установленном правоотношении.
Согласно материалам дела 23.01.2014 Фонд коммунального имущества Севастопольского городского Совета обратился в Хозяйственный суд города Севастополя с иском к ИП Чесноковой Е.Г. об устранении препятствий в пользовании вышеуказанным коммунальным имуществом, путем выселения ответчика вместе с принадлежащим ей имуществом.
В силу ст. 327 ГК Украины управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют территориальная громада и созданные ею органы местного самоуправления.
Частями 1, 5 ст. 60 Закона Украины "О местном самоуправлении" определено, что право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, определенное в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, принадлежат территориальным громадам сел, поселков, городов и районов в городах.
На момент обращения в суд с настоящим иском, согласно положению о Фонде коммунального имущества Севастопольского городского Совета, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 12.11.2002 в„– 339 (в редакции решения Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 в„– 9128), Фонд являлся исполнительным органом Севастопольского городского Совета по управлению имуществом коммунальной собственности территориальной громады города Севастополя, одной из обязанностей которого являлось управление в определенных Советом пределах имуществом коммунальной собственности.
20.03.2014 одобрен Государственной Думой, а 21.03.2014 и Советом Федерации Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно ст. 1 которого Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 в„– 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Согласно ст. 2 Закона города Севастополя в„– 46-ЗС от 25.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя; право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя.
Из положений ст. 125 ГК РФ следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
Пунктом 1 Постановления Законодательного Собрания города Севастополя в„– 176 от 07.08.2014 "О ликвидации Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета" определено, что Фонд коммунального имущества Севастопольского городского Совета ликвидирован в связи с передачей его функций Главному управлению имущественных и земельных отношений.
Согласно Указу Губернатора города Севастополя от 25.05.2015 в„– 60-УГ "О реорганизации Главного управления имущественных и земельных отношений города Севастополя путем присоединения к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя переходят права и обязанности Главного управления имущественных и земельных отношений.
Пунктом 1.7 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 в„– 521-ПП установлено, что Департамент является правопреемником Главного управления имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4.2. Положения определено, что Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Из сведений ЕГРЮЛ по состоянию на 13.04.2016, размещенных на официальном сайте ФНС России, следует, что Главное управление имущественных и земельных отношений прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником которого является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о чем 04.12.2015 внесена запись в ЕГРЮЛ.
Из сведений ЕГРЮЛ по состоянию на 13.01.2016 следует, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является правопредшественником Главного управления имущественных и земельных отношений, о чем 04.12.2015 внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Следовательно, полномочия в спорных правоотношениях по управлению и распоряжению спорным имуществом, находящемся в собственности города Севастополя, ранее принадлежащем к коммунальной собственности, перешли к уполномоченному государственному органу исполнительной власти города Севастополя - Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, что свидетельствует о функциональном правопреемстве вновь созданного органа по отношению к правопредшественникам.
Учитывая изложенное, судами верно отмечено, что в связи с выбытием из правоотношений по управлению и распоряжению спорным имуществом истца - Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета замена указанной стороны должна была осуществляться в порядке процессуального правопреемства.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении ходатайства Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о замене выбывшей стороны правопреемником в порядке ст. 48 АПК РФ.
Доводы кассатора не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 290 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

определение Арбитражного суда города Севастополя от 13.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по делу в„– А84-106/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
И.В.СОРОКИНА

Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
М.М.НАРУСОВ


------------------------------------------------------------------