Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.06.2016 N Ф10-1601/2016 по делу N А35-7958/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на то, что действия органа местного самоуправления, выразившиеся в установлении требований о предоставлении дополнительных документов к заявителям, желавшим получить место под установку рекламных конструкций, привели к необоснованному препятствованию в осуществлении предпринимательской деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения органом местного самоуправления требований закона о защите конкуренции установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. в„– Ф10-1601/2016

Дело в„– А35-7958/2015

резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2016
постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Администрации г. Курска, г. Курск, ОГРН 1034637011694 Блинкова Ю.С. - дов. от 30.05.2016 в„– 645/01-03
от заинтересованного лица - УФАС по Курской области, г. Курск, ОГРН 1024600964123 Сошникова М.Ю. - дов. от 25.09.2015 в„– 4161
от третьих лиц - Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска, г. Курск, ОГРН 1024600963221 не явились
ООО "АПР-Сити/ТВД", Московская обл., г. Видное, ОГРН 1037739332564 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 27.11.2015 (судья Калуцких Р.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу в„– А35-7958/2015,

установил:

Администрация города Курска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС, управление) от 29.07.2015 по делу в„– 02/08-36-2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет архитектуры и градостроительства города Курска (далее - комитет) и общество с ограниченной ответственностью "АПР-Сити/ТВД" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.11.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу УФАС и общество просят оставить принятые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации поддержала доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представитель управления поддержала доводы отзыва на жалобу.
Комитет и общество надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Общество ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей администрации и УФАС, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, общество обратилось в УФАС с жалобой на действия администрации, выразившиеся в установлении в пункте 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Курск", утвержденного постановлением администрации от 03.08.2011 в„– 2178 в редакции постановления от 28.12.2012 (далее - Административный регламент) требований к заявителям, желающим получить место под установку рекламных конструкций, о представлении документов, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена действующим законодательством, что приводит к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории города Курска при установке рекламных конструкций.
Указанным пунктом на хозяйствующие субъекты возложена обязанность по представлению схемы генерального плана на откорректированной топографической съемке масштабом 1:500 с привязкой конструкции, которая должна быть согласована с соответствующими службами.
По результатам проверки решением комиссии УФАС от 29.07.2015 по делу в„– 02/08-36-2015 администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения управление 29.07.2015 выдало администрации предписание, которым обязало ее устранить нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Полагая, что решение и предписание УФАС являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон в„– 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также документов и сведений, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 этой статьи перечень документов.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) к заявлению о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции.
Частями 12, 13 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Частью 5.8 статьи 19 вышеуказанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации от 19.05.2014 в„– 1785 утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Курской области или муниципальной собственности муниципального образования "Город Курск" (далее - схема размещения рекламных конструкций, схема). Указанная схема содержит как графическую информацию о местонахождении рекламных конструкций, так и сведения об их внешнем виде и технических характеристиках, что в силу статьи 7 Закона в„– 210-ФЗ исключает необходимость представления таких сведений заявителями в отношении конструкций, включенных в схему.
Постановлением Администрации от 07.02.2014 в„– 65-па утвержден Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений.
В соответствии с Положением о комитете, утвержденным решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 в„– 30-4-РС, комитет организует работы по разработке и предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Курской области схемы размещения рекламных конструкций.
То есть, обязанность по согласованию мест размещения рекламных конструкций, включенных в схему, лежит на органе местного самоуправления.
Постановлением Администрации от 03.08.2011 в„– 2178 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Курск" (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту 4 пункта 2.6.1 Административного регламента в первоначальной редакции для получения муниципальной услуги заявитель подает заявление о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции с приложением в том числе документа, содержащего внешний вид рекламной конструкции: фотомонтаж цветной с масштабным нанесением места размещения рекламной конструкции и эскизный проект, утвержденный заявителем, изготовителем и собственником здания, сооружения, территории, объекта недвижимости к которому присоединяется рекламная конструкция или с управомоченным лицом такого собственника в трех экземплярах. При этом фотография должна быть выполнена по ходу движения транспорта с обзором территории и возможностью оценки дорожной обстановки до и после места установки. Эскизный проект выполняется в дневном и ночном видах указанием технологии подсветки. Для наземных рекламных конструкций необходима схема генерального плана на откорректированной топографической съемке масштабом 1:500 с привязкой конструкции, которая должна быть согласована с соответствующими службами.
Постановлением администрации от 12.05.2015 в„– 1348 в Административный регламент внесены изменения. Документы, прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, указаны в пункте 2.6.2.
Согласно подпункту 3 пункта 2.6.2 Административного регламента заявителю необходимо представить документ, содержащий внешний вид рекламной конструкции (должен быть выполнен в соответствии с действующими государственными стандартами, нормами и правилами, изготовлен организацией-изготовителем, которая несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством): эскизный проект, заверенный изготовителем и собственником здания, сооружения, территории, объекта недвижимости, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо управомоченным лицом такого собственника, в двух экземплярах. Включающий в себя: план-схему генерального плана на откорректированной топографической съемке масштабом 1:500, с привязкой места размещения рекламной конструкции, с указанием точного адреса объекта размещения, адресных ориентиров рекламного места, с привязкой в плане к ближайшему зданию, иному объекту и (или) к проезжей части дороги или улице; фотомонтаж цветной, выполняется в дневном виде, в ночном виде выполняется с указанием технологии подсветки рекламной конструкции; фотографии должны быть выполнены по ходу движения транспорта, с обзором территории и возможностью оценки дорожной обстановки до и после установки рекламной конструкции, с масштабным нанесением места размещения рекламной конструкции; описание рекламной конструкции: тип и вид конструкции, габариты информационного поля (размеры).
Судами установлено, что в 2014 году общество в период с июля по декабрь участвовало в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В результате получило 48 рекламных мест. Однако, на 12.05.2015, дату обращения с жалобой в УФАС, разрешения на установку рекламных конструкций получены не были (т. 1, л.д. 72). Из объяснений общества, представленных в суд первой инстанции, следует, что изготовление схем генерального плана на откорректированной топографической съемке масштабом 1:500 с привязкой места размещения рекламной конструкции занимает много времени и требует значительных финансовых затрат (т. 2, л.д. 4)
Так как закрепленные в пункте 2.6.2 Административного регламента требования о необходимости представления схемы генерального плана на откорректированной топографической съемке масштабом 1:500 с привязкой места размещения рекламной конструкции, которая должна быть согласована с соответствующими службами, не основаны на нормах законодательства о рекламе, противоречат положениям части 12 статьи 19 Закона о рекламе, приводят к необоснованному воспрепятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории города Курска при установке и эксплуатации рекламных конструкций и влекут несение получателем муниципальных услуг дополнительных расходов, не предусмотренных законом, суды пришли к выводу о наличии в действиях администрации нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отказали администрации в удовлетворении ее требований.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 27.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 по делу в„– А35-7958/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------