Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.06.2016 N Ф10-1853/2016 по делу N А83-3397/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств совершения обществом вменяемого правонарушения административным органом не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. в„– Ф10-1853/2016

Дело в„– А83-3397/2015

Резолютивная часть объявлена 08.06.2016
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Детское заведение оздоровления и отдыха "Автомобилист" (ОГРН 1149102088233, ИНН 9109004144, ул. Салгирная, д. 6 "В"-1, с. Новоандреевка, Симферопольский район, Республика Крым, 297570) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860, ИНН 9102001017, ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления экологического надзора Керченского региона (ул. Энгельса, 1, г. Керчь, Республика Крым, 298300) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2015 (судья Радвановская Ю.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 (судьи Храмова Е.В., Сикорская Н.И., Голик В.С.) по делу в„– А83-3397/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Детское заведение оздоровления и отдыха "Автомобилист" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.08.2015 в„– 001704-0126/22, вынесенного старшим государственным инспектором Республики Крым - начальником Управления экологического надзора Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2015, оставленным без изменением постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016, постановление от 23.08.2015 в„– 001704-0126/22 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку решение и постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка общества "Детское заведение оздоровления и отдыха "Автомобилист", в результате которой установлено, что общество в результате своей деятельности (детский лагерь на время каникул) может образовывать отходы I - IV классов опасности, однако у организации отсутствуют паспорта о составе и свойствах, оценки опасности отходов I - IV классов опасности (акт проверки от 24.07.2015 в„– 8).
По данному факту 24.07.2015 административным органом составлен протокол об административном правонарушении в„– 001704 по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением от 03.08.2015 в„– 001704-0126/22 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей, за нарушение несоблюдений экологических и санитарных требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, выразившееся в отсутствии паспортов отходов I - IV классов опасности.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Признавая незаконным и отменяя постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, суды обоснованно исходили из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон в„– 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона в„– 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, должны, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона в„– 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Обществу вменено отсутствие паспортов на отходы I - IV класса опасности.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что во время проверки установлено образование в процессе деятельности общества отходов I - IV класса опасности.
Из акта проверки не следует, что административным органом во время проверки установлено наличие у общества каких-либо отходов, образовавшихся в результате деятельности, а только лишь указано, что в процессе своей деятельности общество может образовывать виды отходы.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды пришли к верному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих совершение обществом вмененного ему административного правонарушения.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу в„– А83-3397/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------