Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.06.2016 N Ф10-2128/2016 по делу N А83-6016/2010
Требование: О признании должника банкротом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт наличия у должника признаков несостоятельности установлен. В отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. в„– Ф10-2128/2016

Дело в„– А83-6016/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Крыжской Л.А.,
судей Канищевой Л.А., Савиной О.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя жалобы: Кравчук В.Б. - представитель Малахова Ю.С., доверенность от 13.05.2016, ордер;
от иных участвующих в деле лиц: Семеняко С.В. - представитель Замятина А.В., доверенность от 16.11.2015; Вдовенко С.Н. - паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малахова Юрия Сергеевича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу в„– А83-6016/2010,

установил:

решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.02.2016 открытое акционерное общество "Крымспецсельхозмонтаж" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 (судьи: Гонтарь В.И., Котлярова Е.Л., Оликова Л.Н.) решение суда области оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и апелляционным постановлением, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, Малахов Ю.С. обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые акты отменить, принять новый судебный акт о прекращении производства по делу о банкротстве ОАО "Крымспецсельхозмонтаж".
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ОАО "Крымспецсельхозмонтаж" не воспользовалось своим правом на перерегистрацию своих учредительных документов в соответствии с требованиями Федерального закона в„– 124-ФЗ от 05.05.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", в связи с чем не является субъектом Российской Федерации, следовательно, процедура банкротства указанного должника должна осуществляться по правилам Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". Более того, заявитель указывает, что инициирующий кредитор Управление Пенсионного Фонда Украины в Симферопольском районе в настоящий момент не существует, производство по делу о банкротстве ОАО "Крымспецсельхозмонтаж" подлежит прекращению.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, представитель Малахова Ю.С. поддержал доводы кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просит суд их отменить.
Представитель Замятина А.В. и Вдовенко С.Н. с доводами кассационной жалобы не согласны, считают решение и постановление законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились. Дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым решение суда области и апелляционное постановление оставить без изменения в силу следующих обстоятельств.
На основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" в„– 6-ФКЗ от 21.03.2014 Республика Крым принята в состав Российской Федерации.
Так, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 в„– 154-ФЗ (далее - Закон в„– 154-ФЗ) установлены особенности несостоятельности (банкротства) и государственной регистрации всех должников, дела о банкротстве которых на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находились в производстве хозяйственных судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть первая статьи 1 Закона в„– 154-ФЗ).
Арбитражным судом Республики Крым 05.08.2015 вынесено определение о назначении судебного разбирательства по рассмотрению вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с федеральным законом от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве).
Частью пятой статьи 1 Закона в„– 154-ФЗ установлено, что по результатам рассмотрения вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд:
1) выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, разработанным и представленным должником. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;
2) при отсутствии предусмотренных настоящей частью оснований для введения финансового оздоровления выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;
3) при наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), и при отсутствии предусмотренных настоящей частью оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
4) прекращает производство по делу о банкротстве, если имеется одно из следующих обстоятельств:
а) требования кредиторов на дату проведения судебного заседания удовлетворены;
б) установлено отсутствие на дату проведения судебного заседания хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве;
в) установлено отсутствие у должника средств, достаточных для возмещения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему в деле о банкротстве, или отсутствие согласия иного лица на возмещение данных расходов.
С даты вынесения арбитражным судом в соответствии с частью 5 настоящей статьи определения или принятия решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве.
Признаки банкротства юридического лица определены статьей 3 Закона о банкротстве, согласно которой юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Статьей 4 Закона о банкротстве установлено, что для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размер денежных обязательств.
Согласно ст. 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, у должника имеются кредиторы Замятин А.В. и Вдовенко С.Н., задолженность перед которыми составляет 1 703 949,29 грв. и 5 573 570,48 грв. соответственно.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанные кредиторы имеют право заявлять свои требования, которые подлежат рассмотрению судом и включению в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда согласно ст. 100 Закона о банкротстве.
В суде кассационной инстанции кредиторы пояснили, что их требования находятся на рассмотрении суда.
Также судами обеих инстанций установлено, что у ОАО "Крымспецсельхозмонтаж" имеется долг по заработной плате, возникший до возбуждения дела о банкротстве, на сумму свыше 400 тысяч рублей.
По мнению суда кассационной инстанции, оценив и исследовав в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций полно установили имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства и пришли к правильному выводу о наличии у должника признаков несостоятельности (банкротства), в связи с чем обоснованно открыли в его отношении процедуру конкурсного производства.
Довод заявителя Малахова Ю.С. о том, что не перерегистрация учредительных документов ОАО "Крымспецсельхозмонтаж" в соответствии с российским законодательством является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, верно отклонен судами первой и апелляционной инстанций ввиду следующего.
Дело о банкротстве в отношении ОАО "Крымспецсельхозмонтаж" на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов находилось в производстве Хозяйственного суда Республики Крым.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дела, принятые к производству хозяйственными судами первой инстанции, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, передаются для рассмотрения в установленном порядке в Арбитражный суд Республики Крым и Арбитражный суд города Севастополя с учетом их территориальной юрисдикции и положений ст. 9 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Положениями части 2 ст. 1 Федерального закона "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи должника не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве, не позднее чем через тридцать дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Арбитражным судом Республики Крым или Арбитражным судом города Севастополя, которым в установленном Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядке передано соответствующее дело о банкротстве (далее - арбитражный суд), выносится определение о назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о принятии решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве.
Указанное заседание назначено Арбитражным судом Республики Крым определением от 05.08.2015.
Должник на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имел место нахождения в соответствии с учредительными документами по адресу: 295493, Республика Крым, г. Симферополь, п. Грэсовский, ул. Московское шоссе, 11 км. Дело о банкротстве возбуждено в Хозяйственном суде Автономной Республики Крым и производство по нему на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым не закончено, процедура ликвидации продлена.
Положениями части 16 ст. 1 Федерального закона "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения о должнике - юридическом лице не внесены в единый государственный реестр юридических лиц, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом в деле о банкротстве должника в соответствии с Законом о банкротстве, обязан обратиться с заявлением о внесении сведений о должнике - юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц не ранее даты введения арбитражным судом в соответствии с частью 5 настоящей статьи процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не позднее окончания соответствующей процедуры. Решение о внесении изменений в учредительные документы должника или иные решения, являющиеся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительных документов должника принимаются первым собранием кредиторов. Предусмотренные настоящей частью процедуры осуществляются по правилам статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, регулирование процедуры банкротства со дня вступления Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию по делам, находящимся в производстве и по которым должник не произвел перерегистрацию по законодательству Российской Федерации, осуществляется по законодательству Российской Федерации о банкротстве.
По мнению суда округа, суды первой и апелляционной инстанций на основании ст. 1 Федерального закона "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 57 Закона о банкротстве, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения производства по делу о банкротстве на основании положений ст. 150 АПК РФ.
Поскольку убедительных доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, заявителем кассационной жалобы не приведено, с учетом отсутствия нарушений судами нижестоящих инстанций норм процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу в„– А83-6016/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КРЫЖСКАЯ

Судьи
Л.А.КАНИЩЕВА
О.Н.САВИНА


------------------------------------------------------------------