Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.06.2016 N Ф10-2047/2016 по делу N А14-11749/2015
Требование: О взыскании долга по оплате тепловой энергии, потребленной жилыми помещениями.
Обстоятельства: Истец ссылается на наличие у ответчика задолженности за принятую тепловую энергию.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка тому обстоятельству, что спорные дома находятся в управлении управляющей компании на основании договоров, заключенных после заключения договора теплоснабжения; неправомерно применены положения гражданского законодательства при наличии специального субъекта отношений в сфере поставки энергоресурсов - исполнителя коммунальных услуг .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. в„– Ф10-2047/2016

Дело в„– А14-11749/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
от истца
МУП "Бутурлиновская теплосеть" не явился, извещен
от ответчика
РФ в лице Министерства обороны РФ не явился, извещен
от ответчика
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не явился, извещен
от ответчика
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ" не явился, извещен
от третьего лица
ООО "Управление Бутурлиновским жилищным фондом" не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу в„– А14-11749/2015,

установил:

МУП "Бутурлиновская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 470 715 руб. 60 коп. долга по оплате тепловой энергии, потребленной жилыми помещениями за период с октября 2014 года по апрель 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и ООО "Управление Бутурлиновским жилищным фондом".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Задолженность взыскана с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с привлечением к субсидиарной ответственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить.
При обращении с кассационной жалобой Министерство обороны РФ ссылается на то, что в связи с заключением собственниками помещений многоквартирных жилых домов договоров управления, оплата за поставленную в жилые помещения тепловую энергию должна быть произведена управляющей компании.
В условиях избрания собственниками помещений многоквартирных домов способа управления в виде управляющей компании у ресурсоснабжающей организации, по мнению заявителя, отсутствует возможность взыскания задолженности за отпущенный для оказания коммунальных услуг энергоресурс непосредственно с собственников жилых помещений.
Министерство обороны РФ указывает также на то, что истцом в материалы дела не представлено доказательств направления ответчиком и получения им платежных документов по каждому отдельному жилому помещению с расчетом платы за коммунальные услуги или единого платежного документа с подробным расчетом по каждому жилому помещению с указанием тарифов, площади и иных показателей, используемых при начислении платы.
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в жалобе ссылается на то, что представленные в материалы дела договоры в„– 64 от 01.10.2014 и в„– 62 от 01.01.2015 абонентом не подписаны, что свидетельствует, соответственно, о бездоговорном потреблении тепловой энергии, акты о выявлении которого истцом в материалы дела не представлены.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационных жалоб, суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, МУП "Бутурлиновская теплосеть" (энергоснабжающая организация) и ФГКЭУ "Борисоглебская КЭЧ района" Минобороны России (абонент) 01.11.2009 был заключен договор в„– 39 на снабжение тепловой энергией в горячей воде, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязуется оплачивать принятую теплоэнергию в соответствии с настоящим договором.
В соответствии с п. 5.1. договор заключен на срок с 01.11.2009 по 30.12.2010 и считается продленным на тот же срок, если за 1 месяц до окончания срока действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Согласно п. 3.1. договора расчетным периодом считается календарный месяц.
Оплата за поставленную тепловую энергию осуществляется плательщиком ежемесячно в течение 15-ти календарных дней с момента предоставления следующих документов: счет-фактура, акт сверки взаимных расчетов (п. 3.12. договора).
Обязательства плательщика и абонента по оплате тепловой энергии, поставленной за соответствующий расчетный период, считаются исполненными надлежащим образом с даты зачисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации (п. 3.13. договора).
В Приложениях к договору стороны согласовали расчет стоимости тепловой энергии, адреса домов и квартир, в которые подается тепловая энергия.
Многоквартирные жилые дома, расположенные по ул. Заводская, г. Бутурлиновка Воронежской области под номерами: 30, 30А, 32, 34, 36, 36А, 46, 46А на момент заключения договора энергоснабжения находились на балансе ГУ "Борисоглебская квартирно-эксплуатационная часть района Командования специального назначения" Министерства обороны РФ.
В последующем Приказами Министра обороны РФ в„– 1329 от 29.11.2009 и в„– 1471 от 02.11.2010 большая часть квартир в указанных многоквартирных жилых домах была передана в муниципальную собственность Бутурлиновского городского поселения. При этом часть квартир, прямо указанных в Приказе Министра обороны РФ в„– 1329 от 29.11.2009, осталась в собственности Министерства обороны РФ (как служебные жилые помещения).
05.09.2011 деятельность ФГКЭУ "Борисоглебская КЭЧ района" Минобороны России прекращена. Правопреемником данной организации является Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Обращаясь с иском, истец указал, что в период с октября 2014 по апрель 2015 тепловая энергия предоставлялась в незаселенные квартиры, находящиеся в собственности Министерства обороны Российской Федерации, расположенные в многоквартирных жилых домах по ул. Заводской г. Бутурлиновка Воронежской области: дом 30, квартиры в„– в„– 5, 14, 45, 66; дом 30А, квартиры в„– в„– 15, 39, 56; дом 32, квартиры в„– в„– 31, 60; дом 34, квартиры в„– в„– 13, 35; дом 34А, квартиры в„– в„– 1, 2, 3, 4, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 29, 31, 34, 37, 38, 39, 40; дом 36, квартиры в„– в„– 2, 43; дом 36А, в„– в„– квартиры 14, 40; дом 46А, квартира в„– 19; дом 46, квартира в„– 33.
Указанные многоквартирные дома подключены к системе центрального теплоснабжения от котельной в„– 18. Каждый дом имеет единую систему отопления, технической возможности отключения отдельных квартир от системы центрального отопления не имеется.
Всего за спорный период истцом поставлено тепловой энергии в количестве 259,6009 ГКал на общую сумму 486 545 руб. 72 коп., что подтверждено актом от 21.04.2015 о предоставлении истцом тепловой энергии в вышеперечисленные квартиры в многоквартирных домах по ул. Заводская, г. Бутурлиновка, подписанным заместителем главы Бутурлиновского городского поселения Иванниковым А.М., директором ООО "Управление Бутурлиновским жилищным фондом Каруна П.С., директором МУП "Бутурлиновская теплосеть" Михиным А.И.
В марте 2015 года МУП "Бутурлиновская теплосеть" направляла в адрес ответчика договоры от 01.10.2014 и от 01.01.2015 на снабжение тепловой энергией, а также счета-фактуры и акты выполненных работ и услуг за отопительный сезон 2014-2015 года. Все указанные документы ответчик получил, что подтверждается почтовыми уведомлениями, однако от их подписания и оплаты отказался.
Считая, что за период с октября 2014 года по апрель 2015 года у ответчика перед истцом образовалась задолженность за принятую тепловую энергию в размере 470 715 руб. 60 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, в силу ст. 210 ГК РФ и п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение (нежилое) и за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на это помещение.
Вместе с тем, арбитражным судом не учтено следующее.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Более того, п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 в„– 124, предусмотрено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Согласно пп. "а", "б" п. 31 Правил в„– 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Следовательно, в случае, если на основании ст. 161 ЖК РФ собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, и управляющей организацией не исполнена обязанность по заключению договора на поставку электрической энергии, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Применение судом при разрешении настоящего спора ст. 210 ГК РФ нельзя признать правомерным, так как в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 в„– 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Часть п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, на который качестве обоснования своих выводов сослался арбитражный суд, регулирует отношения по оплате коммунальных услуг между гражданами и управляющей компанией, а не отношения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией по поставке соответствующего энергоресурса. В связи с чем, данная норма также не применима при разрешении настоящего спора.
Как следует из материалов дела, спорные дома находятся в управлении управляющей компании - ООО "Управление Бутурлиновским жилищным фондом" на основании договоров, заключенных в декабре 2010 года, то есть после заключения договора теплоснабжения в„– 39 от 01.11.2009, однако указанное обстоятельство судом не исследовано и не учтено.
Поэтому при новом рассмотрении спора суду следует дать оценку данному обстоятельству, поскольку выбранный в законном порядке способ управления домом влияет на состав участников отношений по оплате энергоресурса и порядок их взаимодействия.
Распоряжением Администрации Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 21.07.2014 в„– 84-р на управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами, расположенными на территории Бутурлиновского городского поселения, возложена обязанность передать ресурсоснабжающим организациям полномочия по начислению и принятию оплаты за коммунальные услуги от населения; ресурсоснабжающим организациям указано на необходимость ведения прямых расчетов с населением.
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из указанных положений ст. 155 ЖК РФ следует обязанность потребителя коммунальных услуг производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Поэтому ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не вправе производить расчет и требовать оплаты за энергоресурс непосредственно с собственников (потребителей).
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Между тем, арбитражным судом не дана оценка соответствия вышеназванного распоряжения Администрации нормам жилищного законодательства в условиях избрания собственниками спорных многоквартирных домом управляющей компании и возможности его применения.
Довод ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о наличии бездоговорных отношений не может быть принят во внимание, так как факт потребления тепловой энергии, отпущенной в спорные жилые помещения, не оспаривается.
Обязанность по оплате энергии, отпущенной для оказания коммунальных услуг в неиспользованные собственниками помещения, установлена п. 11 ст. 155 ЖК РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что арбитражным судом при наличии специального субъекта отношений в сфере поставки энергоресурсов - исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации) неправомерно применены положения ст. 210 ГК РФ, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.12.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу в„– А14-11749/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА

Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА


------------------------------------------------------------------