Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.02.2016 N Ф10-69/2016 по делу N А84-1021/2015 Требования: О признании незаконным отказа органа внутренних дел в регистрации транспортных средств, понуждении совершить регистрационные действия.
Обстоятельства: Орган внутренних дел указал на то, что представленные на регистрацию документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сделка по реализации транспортных средств осуществлена в переходный период юридическим лицом, не осуществившим замены регистрационных документов на данные транспортные средства, представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенных транспортных средств за новым собственником.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. в„– Ф10-69/2016

Дело в„– А84-1021/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум Крым" (ИНН 9201007299, ОГРН 114920402142, ул. Вакуленчука, д. 33-А/3-1, г. Севастополь, Республика Крым, 299053) - Ягунова В.П. доверенность от 20.05.2015;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ул. Промышленная, д. 1, г. Севастополь, 299040) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум Крым" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.09.2015 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (судьи Привалова А.В., Омельченко В.А., Полынкина Н.А.) по делу в„– А84-1021/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Форум-Крым" (далее - ООО "Форум-Крым", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к УМВД России по городу Севастополю (далее - ОГИБДД УМВД России по городу Севастополю,) о признании незаконным отказа в регистрации транспортных средств, о понуждении совершения определенных действий.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 7 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обжаловало судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителя общества, явившегося в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как установлено судом, 26.12.2014 между юридическим лицом - ООО "Строительная компания "Форум Крым", зарегистрированным до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины (продавец) и юридическим лицом Российской Федерации - ООО "Строительная компания "Форум Крым" (покупатель) были заключены договоры купли-продажи транспортных средств в„– в„– 9, 10, 11, 12 и по актам приема-передачи от 26.12.2014 транспортные средства, а именно ГАЗ, государственный номерной знак CH6938AI, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– САА769534, выданное Севастопольским МРЭО; ГАЗ, государственный номерной знак СН8276АН, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– САЕ 435888, выданное Севастопольским МРЭО; КАМАЗ, государственный номерной знак CH6937AI, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– САА 769533, выданное Севастопольским МРЭО; SUBARU, государственный номерной знак CH7100AI, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– САА 734820, выданное Севастопольским МРЭО, переданы покупателю.
30.12.2014 Общество обратилось в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю с заявлением о регистрации транспортных средств, приобретенных у ООО "Строительная компания "Форум Крым" (ЕГРПОУ 34271848) по договорам купли-продажи транспортных средств от 26.12.2014 в„– в„– 9, 10, 11, 12.
11.02.2015 Общество повторно обратилось с соответствующим заявлением.
Письмом от 06.04.2015 в„– 15/2862 обществу было отказано в регистрации транспортных средств.
Не согласившись с отказом в регистрации транспортных средств, ООО "Форум-Крым" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.05.2014 в„– 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2014, Федеральный закон от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) дополнен статьей 19.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса. Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на дату совершения сделки по реализации транспортных средств продавец данных транспортных средств - ООО "Строительная компания "Форум Крым" свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не привел.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 в„– 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя", действовавшим в спорный период, для юридических лиц, зарегистрированных на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины, в переходный период устанавливался порядок замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков с выдачей паспортов транспортных средств.
Замена регистрационных документов в данных случаях в переходный период осуществлялась на основании регистрационных документов, выданных в соответствии с законодательством Украины, т.е. в упрощенном порядке, и для юридических лиц вне зависимости от факта приведения в соответствие учредительных документов, т.е. регистрации, в качестве российского юридического лица (п. 1 постановления).
Как следует из материалов дела, продавец - ООО "Строительная компания "Форум Крым" - на дату продажи спорных транспортных средств не воспользовалось указанным порядком, замену регистрационных документов на них не осуществило.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Приказом МВД России от 24.11.2008 в„– 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 в„– 605 утвержден "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - Административный регламент).
Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство; паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям (п. 22 Административного регламента).
В силу требований вышеизложенных норм действующего законодательства Российской Федерации, а также принятых нормативных правовых актов, направленных на интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации, документы, представленные покупателем - ООО "Строительная компания "Форум Крым" для регистрации приобретенных обществом транспортных средств не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, а поэтому не могли служить основанием для такой регистрации.
Учитывая, что сделка по реализации транспортных средств осуществлена в переходный период юридическим лицом, не осуществившим замены регистрационных документов на данные транспортные средства, представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенных транспортных средств за новым собственником.
При таких обстоятельствах спора арбитражные суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу о правомерности оспариваемых действий должностных лиц регистрационного органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом дана надлежащая правовая оценка, эти доводы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу в„– А84-1021/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------