Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2016 N Ф10-10/2016 по делу N А09-1805/2015
Требование: О признании недействительным представления органа бюджетного надзора.
Обстоятельства: В отношении Департамента сельского хозяйства была проведена выездная проверка использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. в„– Ф10-10/2016

Дело в„– А09-1805/2015

Резолютивная часть объявлена 18.02.2016
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Панченко С.Ю., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от Департамента сельского хозяйства Брянской области (ОГРН 1023242735268, ИНН 3234014082, ул. Горького, д. 58, г. Брянск, 241050) - Рябцевой Г.Н. (дов. от 25.03.2013 в„– 3-1117),
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (ОГРН 1043244008323, ИНН 3250055417, ул. Дуки, д. 59, г. Брянск, 241050) - Прокопенковой А.А. (дов. от 16.02.2016 в„– 27-08-03/362), Жукова В.М. (дов. от 16.02.2016 в„– 27-08-03/363),
от закрытого акционерного общества "Куриное Царство-Брянск" (ОГРН 1113256011934, ИНН 3254511269, пер. Московский, 3а, г. Брянск, 241020) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2015 (судья Грахольская И.Э.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 (судьи Мордасов Е.В., Стаханова В.Н., Федин К.А.) по делу в„– А09-1805/2015,

установил:

Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным, незаконным и подлежащим отмене представления в„– 27-02-08/3780 от 31.12.2014 территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Брянской области (далее - Управление, орган бюджетного надзора).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено закрытое акционерное общество "Куриное Царство-Брянск" (далее - общество).
Решением суда от 15.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новое решение о признании недействительным оспоренного представления, поскольку выводы судом не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на жалобу Управление не согласно с доводами заявителя жалобы, считает решения и постановление судов законными и обоснованными.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей Департамента и Управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, в соответствии с приказом Управления от 20.10.2014 в„– 97 в период с 20.10.2014 по 05.12.2014 в отношении Департамента проведена выездная проверка использования субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства.
Проверкой выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, которые нашли свое отражение в акте выездной проверки от 10.12.2014.
По результатам проверки органом бюджетного надзора Департаменту 31.12.2014 выдано представление в„– 27-02-08/3780 о необходимости рассмотрения информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и принять меры по устранению выявленных нарушений и (или) об устранении причин и условий их совершения.
Департамент, посчитав представление незаконным и нарушающим его права, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным представления Управления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Департаментом нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий), указаны недостоверные сведения в перечне сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших субсидии, по состоянию на 01.01.2014 и отчете о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий по Брянской области за 2013 год.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 в„– 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Правила в„– 1460).
В соответствии с подпунктом ж пункта 23 Правил в„– 1460, в редакции действовавшей в проверяемый период, предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий, которое предусматривает, в том числе, предоставление выписки из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, подтверждающую включение в бюджет субъекта Российской Федерации средств на финансирование субсидий, в срок, устанавливаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Проверкой установлено, не отрицалось Департаментом, что Законом Брянской области от 10.01.2012 в„– 90-З "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" до 05.08.2013 не утверждались бюджетные ассигнования и ведомственная структура расходов по направлению расходования бюджетных средств "возмещение части процентной ставки по инвестиционным (кредитам) займам на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" по разделу и подразделу, целевой статье 04 05 2601000 в объем средств за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 104 525,3 тыс. руб., что привело к нарушению Департаментом порядка предоставления субсидий в марте - апреле 2013 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил в„– 1460 субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на условиях, в том числе, наличия обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой и (или) программами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий (подпункт "г").
Однако, Департаментом, как главным распорядителем, получателем межбюджетных трансфертов, не соблюдено указанное условие, поскольку в Государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012 - 2015 гг.), утвержденной Постановлением администрации Брянской области от 30.12.2011 в„– 1308, иных нормативных актах отсутствовали обязательства Брянской области по обеспечению соответствия значения показателя результативности предоставления субсидии на цели развития растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынка продукции растениеводства.
Пунктом 7 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области, утвержденного постановлением администрации от 01.06.2011 в„– 494, установлено, что разработка и реализация государственной программы осуществляется исполнительным органом государственной власти Брянской области, определенным Правительством Брянской области в качестве ответственного исполнителя государственной программы".
Согласно паспорту Государственной программы ответственным исполнителем Государственной программы установлен Департамент.
Пунктом 32 Правил в„– 1460 определено, что ответственность за соблюдение условий, установленных Правилами и соглашением между Министерством сельского хозяйства РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возлагается на органы, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Согласно п. 21 Правил в„– 1460 при расчете размера субсидий учитывается ставка рефинансирования (учетная ставка) Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа).
Субсидии предоставляются на основании ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департаментом в 2013 году ООО "Куриное Царство-Брянск" выплачены субсидии на общую сумму 8 923,68 тыс. руб. на возмещение затрат по кредитным договорам от 28.08.2009 в„– 45208-26/2009 и в„– 45208-27/2009 по уплате процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ, исчисленной на дату заключения кредитного договора (28.08.2009) в размере 10,75%.
Суды согласились с доводами органа бюджетного надзора, что в данном случае Департаментом следовало предоставить субсидии исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75%, действовавшей на дату заключения уведомления от 06.08.2010 в„– 09-19/9691 к кредитному договору (с датой вступления в силу 06.08.2010).
Перечисление департаментом излишней суммы получателя субсидий по причине неправильного ее расчета рассматривается, как верно указали суды, как неправомерная выплата субсидии, поскольку экономическая суть принципов бюджетной системы РФ основана на возмещении реальных затрат получателям и недопустимости дополнительного дохода за счет бюджетных средств.
В пункте 4 представления указано, что департаментом неправомерно выплачены средства федерального бюджета по классификации расходов 2601000 "возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства" ООО "Брянский бройлер" на возмещение части процентной ставки на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (для строительства птичников, инкубатория, репродукторов для родительского стада и ремонтного молодняка, бойни, комбикормового завода) по договорам об открытии кредитной линии от 05.04.2011 в„– 33/11-Р и от 11.10.2011 в„– 289/11-Р.
Указанные субсидии были выплачены Департаментом за счет средств федерального бюджета по направлению "Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства", тогда как следовало выплачивать за счет средств "на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры логистического обеспечения рынков продукции животноводства", поскольку целью предоставления ООО "Брянский бройлер" заемных средств по указанным кредитным договорам являлось строительство птицеводческого комплекса.
Проверкой органа бюджетного надзора также установлено, что Департаментом в Министерство сельского хозяйства России предоставлены недостоверные сведения, необходимые для рассмотрения исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а именно Перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) получивших субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) по Брянской области" по состоянию на 01.01.2014 (форма ГП-28р) и Отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий по Брянской области" за 2013 год.
Указанное нарушение фактически сводится к неверному определению выплаченных субсидий по направлениям "растениеводство" и "животноводство", отражению сумм инвестиционных проектов, по которым планируется выплата субсидий только в 2014 году, остатка ссудной задолженности по сельскохозяйственным товаропроизводителям по состоянию на 01.01.2014, которым не определен размер причитающейся субсидии.
В опровержении выявленных нарушений Департаментом не представлено соответствующих доказательств.
Таким образом, исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили заявленные требования, поскольку оспариваемое представление Управления Росфиннадзора является правомерным, Департамент не доказал, что данным актом нарушены его права и законные интересы.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводам кассационной жалобы была дана подробная правовая оценка, в том числе, судом апелляционной инстанции.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу в„– А09-1805/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------