Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2016 N Ф10-212/2016 по делу N А14-6429/2015
Требование: О признании договора аренды земельного участка недействительным.
Обстоятельства: Истец полагает, что договор аренды земельного участка заключен с нарушением норм законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ввиду отсутствия сведений, что орган местного самоуправления является уполномоченным органом на передачу спорного участка в аренду, договор аренды является недействительным, как противоречащий вышеприведенным нормативным положениям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. в„– Ф10-212/2016

Дело в„– А14-6429/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.03.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Леоновой Л.В.
судей Сорокиной И.В., Гладышевой Е.В.
при участии в заседании:
от истца:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" ОГРН 1097799013652 ИНН 7717151380 Ерихонов Л.И. - представитель по доверенности в„– Д-15140316 от 20.11.2015;
от ответчиков:
Администрация Бобровского муниципального района Воронежской области ОГРН 1023600532163 ИНН 3602002191 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Котов Виктор Васильевич ОГРНИП 304365235500203 ИНН 360200091530 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом;
Администрация Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области ОГРН 102360053192 ИНН 3602003565 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
от третьих лиц:
Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ Ерихонов Л.И. - представитель по доверенности в„– Д-15140241 от 21.09.2015;
Муниципальное казенное предприятие "Служба капитального строительства и оказания услуг для муниципальных нужд" Бобровского муниципального района Воронежской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу в„– А14-6429/2015,

установил:

Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области к Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Котову Виктору Васильевичу, к Администрации Липовского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области с исковым заявлением о признании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 36:02:5600009:75 площадью 3851 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, в районе автомобильной дороги М-4 "Дон" км 620+673 (лево) недействительным (с учетом уточненных исковых требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.08.2015 (судья Мироненко И.В.) отказано в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 г. (судьи Ушакова И.В., Поротиков А.И., Сухова И.Б.) решение суда первой инстанции отменено. Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 36:02:5600009:75 площадью 3851 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, в районе автомобильной дороги М-4 "Дон" км 620+673 (лево), заключенный 13.01.2014 между Администрацией Бобровского муниципального района Воронежской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем Котовым Виктором Васильевичем, признан недействительным.
Не согласившись с постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, Администрация Бобровского муниципального района Воронежской области обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить.
Ответчики и третье лицо Муниципальное казенное предприятие "Служба капитального строительства и оказания услуг для муниципальных нужд" Бобровского муниципального района Воронежской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца и представителя Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 18.01.2012 комиссией на основании заявления Государственной компании "Российские автомобильные дороги" от 24.11.2011 составлен акт выбора земельного участка для строительства пункта взимания платы за проезд в рамках реализации проекта "Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 225 - км 633, Тульская, Липецкая и Воронежская области, IV-этап (км 544 - км 633)" на участке км 620+673. В акте отражено о необходимости дополнительного отвода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: 3851 кв. м (лево) и 10 426 кв. м (право). Комиссией также установлено, что акт выбора земельного участка является основанием для разработки проектной документации и действует в течение двух лет. К акту приложены ситуационный план, схема земельного участка для проектирования и строительства пункта взимания платы за проезд в рамках реализации проекта "Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 225 - км 633, Тульская, Липецкая и Воронежская области, IV - этап (км 544 - км 63)" на участке км 620+673.
Постановлением Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области в„– 210 от 23.03.2012 утвержден акт выбора земельного участка для строительства пункта взимания платы за проезд, отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Бобровского района предписано обеспечить формирование и постановку земельного участка на кадастровый учет, заказчику - подготовку градостроительного плана земельного участка для строительства пункта взимания платы за проезд.
В газете "Молодой коммунар" в„– 31 (12957) от 24.03.2012 опубликовано информационное сообщение в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса РФ об информировании землепользователей, землевладельцев, и арендаторов земельных участков о нарушении прав возможным изъятием земельных участков с их предоставлением для строительства пункта сбора платы за проезд.
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) 26.10.2012 издано распоряжение в„– 778-р о принятии решения о подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 - км 225, км 287 - км 330, км 330 - км 464, км 492 - км 517, км 544 - км 633, Московская, Тульская, Липецкая и Воронежская области". Государственной компании "Российские автомобильные дороги" предложено представить на утверждение в Росавтодор документацию по планировке территории, разработанную в соответствии с заданием.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 12.12.2013 в„– 2155-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 - км 225, км 287 - км 330, км 330 - км 464, км 492 - км 517, км 544 - км 633, Московская, Тульская, Липецкая и Воронежская области" (III, IV этапы).
14.02.2014 Государственной компании "Российские автомобильные дороги" выдано разрешение Федерального дорожного агентства Министерства Транспорта РФ в„– 02-1/3 на строительство объекта капитального строительства "комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 225 - км 633, Тульская, Липецкая и Воронежская область" IV этап (в пределах существующей полосы отвода автомобильной дороги М-4 "Дон"), количество ПВП: 2 шт., система взимания платы: открытая, протяженность платного участка: 89 км, число полос обслуживания на ПВП: ПВП км 545+039: 2*8 шт., ПВП км 620+673: 2*6 шт., пропускная способность: 120-180 авт./ч, расположенного по адресу: Воронежская область, Новоусманский район, Бобровский район, сроком действия до 13.02.2015, срок продлен до 12.01.2016.
15.10.2013 земельный участок по адресу: Воронежская область, Бобровский район, в районе автомобильной дороги М-4 "Дон" км 620+673 (лево), категория земель: земли сельскохозяйственного производства, площадью 3851 кв. м, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:02:5600009:75.
06.12.2013 в газете "Молодой коммунар" в„– 70 (13142) муниципальным казенным предприятием "Служба капитального строительства и оказания услуг для муниципальных нужд" на основании Постановления администрации Бобровского муниципального района Воронежской области от 20.11.2013 в„– 911 опубликовано информационное сообщение о наличии земельного участка для земель сельскохозяйственного назначения для предоставления в аренду для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 36:02:5600009:75, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, в районе автомобильной дороги М-4 "Дон" км 620+673 (лево), общей площадью 3851 кв. м
13.01.2014 Администрацией Бобровского муниципального района Воронежской области издано постановление в„– 07 о передаче индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Котову Виктору Васильевичу в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 36:02:5600009:75, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, в районе автомобильной дороги М-4 "Дон" км 620+673 (лево), общей площадью 3851 кв. м
13.01.2014 между Администрацией Бобровского муниципального района Воронежской области (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Котовым В.В. (арендатор) был заключен договор аренды вышеназванного земельного участка сроком на 49 лет, составлен акт приема-передачи участка. Договор аренды от 13.01.2014 зарегистрирован в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2014, запись в„– 36-36-03/005/2014-481.
Полагая, что договор аренды земельного участка, заключен с нарушением норм законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не наделен полномочиями на обращение в суд с настоящим иском от имени Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ).
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).
Судом установлено, что Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 в„– 2133-р утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в число которых вошла автомобильная дорога федерального значения М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 17.07.2009 в„– 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 145-ФЗ) установлено, что передача автомобильных дорог в доверительное управление Государственной компании осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании, по передаточному акту, подписанному указанным федеральным органом исполнительной власти и Государственной компанией.
Для передачи автомобильных дорог общего пользования федерального значения в доверительное управление Государственной компании государственная регистрация права федеральной собственности на такие автомобильные дороги не требуется. Правомочия доверительного управляющего в отношении автомобильных дорог, передаваемых в доверительное управление Государственной компании, осуществляются Государственной компанией с даты подписания соответствующего передаточного акта (пункт 7 статьи 29 Федерального закона в„– 145-ФЗ).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 в„– 249-р прекращено право оперативного управления федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, передаваемых в доверительное управление Государственной компании. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 "Дон" передана Государственной компании в доверительное управление по передаточному акту от 30.04.2010 рег. в„– 2-ГК/2ПА.
Земельные участки неразграниченной государственной собственности, предназначенные для размещения автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Автодор", предоставляются без проведения торгов указанным федеральным органом исполнительной власти исключительно Государственной компании (пункт 2 части 1 статьи 36 Федерального закона в„– 145-ФЗ).
Из материалов дела следует, что выбор земельных участков для реконструкции автомобильной дороги в административных границах Бобровского муниципального района Воронежской области осуществлен в соответствии распоряжением Федерального дорожного агентства в„– 778-р было утверждено решение о подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 - км 225, км 287 - км 330, км 330 - км 464, км 492 - км 517, км 544 - км 633, Московская, Тульская, Липецкая и Воронежская область" от 26.10.2012.
Основанием для разработки документации по планировке территории послужило предварительное согласование места размещения объекта - акт выбора земельных участков от 18.01.2012, утвержденный постановлением администрации Бобровского муниципального района Воронежской области от 23.03.2012 в„– 210.
Распоряжением Федерального дорожного агентства в„– 2155-р 12.12.2013 утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 - км 225, км 287 - км 330, км 330 - км 464, км 492 - км 517, км 544 - км 633, Московская, Тульская, Липецкая и Воронежская область", (III - VI этапы).
В соответствии с проектом межевания территории в число испрашиваемых для комплексного обустройства земельных участков вошли земли неразграниченной государственной собственности сельскохозяйственного назначения площадью 3 851 кв. м, т.е. так же как и при предварительном согласовании места размещения объекта. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 36:02:5600009:75, адрес: Воронежская область, Бобровский район, в районе автомобильной дороги М-4 "Дон" км 620+673 (лево).
Утвердив 12.12.2013 документацию по планировке территории, Федеральное дорожное агентство установило границы полосы отвода автодороги М-4 "Дон" для обеспечения ее комплексного обустройства. В настоящее время осуществлено строительство пункта взимания платы за проезд.
Между тем, реализация истцом проекта "Комплексное обустройство для последующей эксплуатации на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска км 225 - км 633, Тульская, Липецкая и Воронежская области, ГУ-этап (км 544 - км 633) на участке км 620 + 673", являющегося одним из частей проекта "Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 "Дон", требует владение земельным участком, что должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица (арендой, постоянным пользованием или пр.) в силу прямого указания закона.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями изложенными в п. 2 ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Согласно п. 5.4.12 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 в„– 374, агентство осуществляет предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог федерального значения.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 36:02:5600009:75 отнесен к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что ввиду отсутствия сведений, что администрация Бобровского муниципального района Воронежской области является уполномоченным органом на передачу спорного участка в аренду, договор аренды от 13.01.2014 является недействительным, как противоречащий вышеприведенным нормативным положениям.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом апелляционной инстанции, соответственно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений ст. 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2015 по делу в„– А14-6429/2015, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий
Л.В.ЛЕОНОВА

Судьи
И.В.СОРОКИНА
Е.В.ГЛАДЫШЕВА


------------------------------------------------------------------