Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.03.2016 N Ф10-375/2016 по делу N А09-5538/2015
Требование: О признании незаконными действий по отказу в доработке градостроительного плана земельного участка, обязании доработать план спорного участка в части указания назначения объекта капитального строительства.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на то, что проектом планировки территории квартала, утвержденном постановлением органа местного самоуправления, размещение объекта капитального строительства не предусмотрено.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при решении вопроса об использовании земельного участка органом местного самоуправления учитывался проект планировки территории. Противоречия между утвержденным проектом планировки территории и градостроительным планом земельного участка отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. в„– Ф10-375/2016

Дело в„– А09-5538/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2016
Полный текст постановления изготовлен 11.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шелудяева В.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (ул. Некрасова, д. 2, г. Брянск, 241050, ИНН 3250526680, ОГРН 1113256018875) - Ванинского Л.А. - директор (протокол собрания от 03.10.2011, приказ в„– 1А от 03.10.2011) и Шикунова Л.А. - представитель (доверенность в„– 15 от 01.03.2016, сроком до 31.12.2016);
от Управления по строительству и развитию территории города Брянска (пр-т Ленина, д. 28, г. Брянск, 241050, ИНН 3250064926, ОГРН 1063250004400) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" на решение Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2015 (судья Петрунин С.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 (судьи Тучкова О.Г., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) по делу в„– А09-5538/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению по строительству и развитию территории города Брянска (далее - Управление) о признании незаконными действий по отказу в доработке градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Брянск, ул. Красина, 32 и обязании Управления доработать градостроительный план земельного участка в части указания назначения объекта капитального строительства - офисно-деловой центр с подземной автостоянкой (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда от 28.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Монолит", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей общества, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Монолит" на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Красина, 32, состоящий из трех земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0031318:17, 32:28:0031318:18, 32:28:0031318:50.
Постановлением Брянской городской администрации от 29.07.2014 в„– 2064-п в установленном законом порядке ООО "Монолит" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования (офисные и деловые центры, иные отдельно стоящие объекты размещения учреждений и организаций общей площадью до 5000 кв. м) вышеперечисленных земельных участков, находящихся в зоне многоквартирных жилых домов (зона Ж1).
Для целей строительства офисно-делового центра с подземной автостоянкой ООО "Монолит" 01.12.2014 обратилось в Управление по строительству и развитию территории города Брянска с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красина, 32.
На основании указанного обращения уполномоченным органом был подготовлен и выдан обществу градостроительный план земельного участка в„– RU 32301000-0300000000004105.
В связи с тем, что пункт 2.2 данного градостроительного плана "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. Назначение объекта капитального строительства" не содержал сведений о назначении объекта капитального строительства, заявленного обществом к строительству, ООО "Монолит" 28.01.2015 обратилось в Управление с соответствующим заявлением о доработке выданного градостроительного плана земельного участка.
Письмом от 10.03.2015 Управление отказало обществу в доработке градостроительного плана земельного участка, ссылаясь на то, что проектом планировки территории квартала, ограниченного улицами Дуки, Красина, Бондаренко, 9 Января в Советском районе города Брянска, утвержденном постановлением Брянской городской администрации от 18.07.2012 в„– 1770-п, в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красина, 32, размещение офисно-делового центра с подземной автостоянкой не предусмотрено.
Не согласившись с указанным решением Управления по строительству и развитию территории города Брянска, ООО "Монолит" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что поскольку проектом планировки территории квартала, ограниченного улицами Дуки, Красина, Бондаренко, 9 Января в Советском районе города Брянска, размещение офисно-делового центра с подземной автостоянкой не предусмотрено, у Управления отсутствовали правовые основания для внесения в градостроительный план земельного участка в„– RU 32301000-0300000000004105 сведений о назначении объекта капитального строительства.
Выводы арбитражного суда в этой части судебная коллегия признает ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки (ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, ООО "Монолит" в установленном законом порядке постановлением Брянской городской администрации от 29.07.2014 в„– 2064-п предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка, в том числе для строительства и размещения офисных и деловых центров.
Указанный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления носит обязательный характер, а поэтому его положения должны учитываться, в том числе и при подготовке градостроительного плана земельного участка.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 в„– 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
Пунктом 2.2 указанного документа предусмотрено, что при подготовке градостроительных планов земельных участков для целей строительства объектов недвижимого имущества уполномоченный орган должен указывать в данном пункте назначение объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, для подготовки градостроительного плана земельного участка заявителем были представлены все необходимые документы, в том числе и документы, свидетельствующие о назначении объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах спора действия Управления, связанные с отказом ООО "Монолит" в доработке выданного обществу градостроительного плана земельного участка путем внесения в данный документ сведений о назначении объекта капитального строительства, являются неправомерными.
Основания отказа в доработке градостроительного плана земельного участка, изложенные в письме Управления от 10.03.2015 исх. в„– 28/1342, судебная коллегия также считает не соответствующими действующему законодательству в связи со следующим.
Как следует из содержания указанного письма, в пункте 2.2 градостроительного плана земельного участка, выданного ООО "Монолит", не указано назначение объекта капитального строительства в связи с тем, что проектом планировки территории квартала, ограниченного улицами Дуки, Красина, Бондаренко, 9 Января в Советском районе города Брянска, в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красина, 32, размещение офисно-делового центра не предусмотрено.
Для доработки градостроительного плана земельного участка, по мнению уполномоченного органа, заявитель должен принять меры к внесению изменений в проект планировки территории вышеуказанного квартала.
Доводы заинтересованного лица в этой части не основаны на нормах действующего законодательства.
В частности, в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены особенности подготовки документации по планировке территорий, принимаемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа либо на основании предложений физических или юридических лиц.
Проведение процедур, изложенных в указанной норме закона, не требуется, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.
Учитывая изложенное, для подготовки градостроительного плана земельного участка, расположенного по улице Красина, 32 в гор. Брянске, у ООО "Монолит" отсутствовала обязанность по принятию мер к внесению изменений в проект планировки территории, утвержденной постановлением Брянской городской администрации от 18.07.2012 в„– 1770-п.
Изложенный порядок применения градостроительного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основан и на положениях статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми по результатам подготовки документации по планировке территории могут разрабатываться как проекты планировки территории, так градостроительные планы земельных участков.
При этом градостроительный план конкретного земельного участка основан прежде всего на градостроительном регламенте, установленном для конкретной зоны, в которой расположен данный земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Как указано выше, для строительства офисно-делового центра ООО "Монолит" в установленном законом порядке предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования принадлежащего обществу земельного участка.
При этом при решении вопроса о выдаче ООО "Монолит" разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего обществу земельного участка органом местного самоуправления также учитывался и проект планировки территории, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 18.07.2012 в„– 1770-п.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии противоречий между утвержденным проектом планировки территории и градостроительным планом земельного участка в„– RU 32301000-0300000000004105 при внесении в пункт 2.2 данного градостроительного плана сведений о назначении объекта капитального строительства.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций, но при этом неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемые по настоящему делу решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Монолит" требований.
В связи с удовлетворением требований заявителя, уплаченная им государственная пошлина в сумме 6 000 рублей за подачу заявления в суд и за подачу апелляционной и кассационной жалоб подлежит взысканию с Управления по строительству и развитию территории города Брянска.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 28.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 по делу в„– А09-5538/2015 отменить.
Признать незаконными действия Управления по строительству и развитию территории города Брянска по отказу в доработке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красина, 32, и обязать Управление доработать градостроительный план земельного участка в части указания назначения объекта капитального строительства - офисно-деловой центр с подземной автостоянкой.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Монолит" излишне уплаченную по платежному поручению от 18.08.2015 в„– 293 государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей за подачу апелляционной жалобы и по платежному поручению от 12.01.2016 в„– 6 государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей за подачу кассационной жалобы по настоящему делу.
Взыскать с Управления по строительству и развитию территории города Брянска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 (шести тысяч) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------