Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2016 N Ф10-360/2016 по делу N А62-2104/2015
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоэтажного гаража-стоянки, обязании устранить нарушения путем выдачи разрешения на строительство.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием дополнительных документов не представлены договоры с организациями, чьи сети расположены на застраиваемом земельном участке, сводный план инженерных сетей не согласован с организациями, обслуживающими инженерные сети.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт представления заявителем всех документов, необходимых для получения разрешения на строительство, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. в„– Ф10-360/2016

Дело в„– А62-2104/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при участии:
от Администрации города Смоленска (ул. Октябрьской Революции, д. 1/2, г. Смоленск, 214000) - Колосовой С.Ю. доверенность от 28.12.2015 в„– 1/1932-исх;
от закрытого акционерного общества "Полимер" (ОГРН 1026701458068, ИНН 6730032800, ул. Б.Краснофлотская, д. 70, г. Смоленск) - Зерновой И.В. доверенность от 27.03.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А62-2104/2015,

установил:

закрытое акционерное общество "Полимер" (далее по тексту - общество, ЗАО "Полимер") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Смоленска (далее по тексту - администрация) по отказу в выдаче разрешения на строительство многоэтажного гаража-стоянки на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске и о возложении на администрацию обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя путем выдачи соответствующего разрешения на строительство многоэтажного гаража-стоянки на земельном участке с кадастровым номером 67:27:003: 09 06:0005 площадью 5 000 кв. м, расположенном на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, администрация обжаловала судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав на законность отказа администрации в выдаче разрешения на строительство.
В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "Полимер" в судебном заседании возражала против доводов указанных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Полимер" на основании договора аренды от 21.05.2009 в„– 721/з владеет земельным участком площадью 5000 кв. м с кадастровым номером 67:27:003 09 06:0005, расположенным по адресу: г. Смоленск, на пересечении улиц 25 Сентября - Попова, предоставленного обществу для строительства здания многоэтажного гаража-стоянки.
Общество неоднократно обращалось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоэтажного гаража-стоянки.
Письмами от 17.10.2014, от 31.01.2015 в выдаче разрешения ему было отказано ввиду необходимости представления дополнительных документов (не представлены договоры взаимных обязательств с организациями, чьи сети расположены на застраиваемом земельном участке; сводный план инженерных сетей не согласован с организациями, обслуживающими инженерные сети и т.п.).
ЗАО "Полимер" 25.02.2015 вновь обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложив к заявлению договоры взаимных обязательств с ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго", ООО КФ "Кристалл", чьи сети расположены на застраиваемом земельном участке.
Рассмотрев данное заявление, администрация города Смоленска письмом от 05.03.2015 в„– 23/0898-исх отказало ЗАО "Полимер" в выдаче разрешения на строительство, мотивировав свой отказ несогласованием с МКП "Зеленстрой" сводного плана инженерных сетей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Полимер" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Правомерно применяя положения статьи 51 ГрК РФ, суды первой и апелляционной инстанций указали, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса), положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
При этом правомерно обращено внимание, что частью 10 указанной статьи ГрК РФ установлен запрет на истребование у заявителя иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Суды справедливо указали, что в силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство обязан совершить следующие действия: 1) провести проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) провести проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдать заявителю разрешение на строительство либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Изложенное означает, что перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Как указано ранее, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило отсутствие согласования сводного плана инженерных сетей с МКП "Зеленстрой".
Согласно представленному в материалы дела письму МКП "Зеленстрой" от 17.12.2014 в„– 414, направленному в адрес ЗАО "Полимер", согласование сводного плана инженерных сетей "Многоэтажный гараж - стоянка на пересечении улиц 25 Сентября - Попова в г. Смоленске" невозможно. При этом сделана ссылка на тот факт, что соответствующая территория находится в санитарно-защитной зоне ОАО "ПО "Кристалл" согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 в„– 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
При этом МПК "Зеленстрой" сделана ссылка на предварительное обследование, установившее, что на запрашиваемой территории произрастает 142 дерева (в том числе ценных (береза) и особо ценных пород (липа, клен, ясень)), являющихся санитарно-защитным экраном, отделяющим городскую жилую застройку от промышленных производственных объектов, и положения Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленые насаждения подлежат охране.
Как справедливо указали суды первой и апелляционной инстанций, статьей 51 ГрК РФ не предусмотрена обязанность общества согласовывать сводный план инженерных сетей с МКП "Зеленстрой". Подобное требование администрации противоречит пунктам 7 и 10 статьи 51 ГрК РФ, поскольку ставит в обязанность заявителю предоставить документ, не предусмотренный частью 7 настоящей статьи.
Признавая несостоятельной ссылку администрации на пункт 3.1 раздела 3 Правил производства земляных работ на территории города Смоленска (далее - Правила), утвержденных постановлением Главы города Смоленска от 18.06.2004 в„– 1183, суды обоснованно исходили из следующего.
Постановлением администрации города Смоленска от 25.04.2011 в„– 732-адм утвержден устав МБУ "Зеленстрой", в разделе 2 которого указаны цель, предмет и виды деятельности учреждения. К одному из видов деятельности учреждения относится согласование проектов, схем прокладки коммуникаций подземных и наземных, схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий (пункт 2.4.1 устава).
В силу пунктов 3.1, 3.1.5 Правил все проекты и рабочая документация, связанные с производством работ по прокладке, устройству и ремонту подземных и наземных сетей и сооружений, трамвайных путей, строительству автомобильных стоянок, АЗС, объектов сервиса, торговых павильонов, рынков, жилых и нежилых строений, временных ограждений и постоянных заборов подлежат обязательному согласованию с МКП города Смоленска "Зеленстрой" - при проектировании и строительстве в зоне зеленых насаждений. Результатом соблюдения порядка выдачи разрешения на производство земляных работ является соответствующий ордер.
Фактически несоблюдение установленного Порядка влечет невыдачу ордера на производство земляных работ, тогда как с получением разрешения на строительство капитального объекта данные Правила напрямую не связаны.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций справедливо отметили, что вышеуказанные Правила регламентируют порядок выдачи разрешений на производство земляных работ на территории города Смоленска, а не выдачи разрешения на строительство в порядке статьи 51 ГрК РФ. Правила не могут подменять собой положения Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
При таких обстоятельствах вывод суда первой и апелляционной инстанций о неправомерности отказа администрации в выдаче разрешения на строительство по вышеуказанным основаниям является правильным.
Правомерно применив положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ применительно к предмету требования, на основе оценки представленных в материалы дела доказательств суды пришли к обоснованному выводу о представлении обществом в администрацию всех документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ и наличии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования после представления ЗАО "Полимер" в адрес ответчика ранее предоставленных и возвращенных документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанций не представлено.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, в силу статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А62-2104/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------