Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.03.2016 N Ф10-406/2016 по делу N А54-3102/2014
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании подготовить и направить обществу договор купли-продажи спорного участка.
Обстоятельства: Уполномоченный орган мотивировал отказ тем, что земельный участок не образован в соответствии с земельным законодательством, не зарегистрирован в ЕГРП и не может являться объектом приватизации, а также указал на необходимость провести раздел спорного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку процесс выкупа и принятия решения о предоставлении земельного участка действующим законодательством не ставится в зависимость от его раздела и от регистрации на него права собственности в ЕГРП.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Рязанской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. в„– Ф10-406/2016

Дело в„– А54-3102/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (ОГРН 1041621008824, ИНН 1655063821, Университетская ул., д. 14, г. Казань, Республика Татарстан, 420111): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270, ул. Дзержинского, д. 14б, г. Рязань, 390013): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани (Введенская ул., д. 107, г. Рязань, 390046): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.08.2015 (судья Мегедь И.Ю.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 (судьи Волкова Ю.А., Тучкова О.Г., Тимашкова Е.Н.) по делу в„– А54-3102/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее по тексту - заявитель, Общество или ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее по тексту также - Территориальное управление) о признании незаконным изложенного в письме от 30.04.2014 в„– 2104/07-10 отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:1335, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, район Южный промузел, 23 (Октябрьский район), и с требованием обязать Территориальное управление подготовить и направить в адрес Общества договор купли-продажи данного земельного участка в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не дана надлежащая оценка в их совокупности.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" просит жалобу отклонить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, находит обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными ввиду следующего.
Из фактических обстоятельств дела усматривается, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - здание-мастерская.
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" 13.11.2013 на основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Территориальное управление с заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором находится упомянутый объект недвижимости, с просьбой о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
Испрашиваемый земельный участок расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318.
Территориальное управление 03.02.2014 выдало Обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Заявитель в силу положений статьи 36 ЗК РФ обеспечил за свой счет выполнение в отношении указанного земельного участка кадастровых работ и осуществил постановку его на кадастровый учет с присвоением номера 62:29:0130002:1335 и направил в Территориальное управление кадастровый паспорт земельного участка, а также заявку на приватизацию с приложением необходимого пакета документов.
Письмом от 30.04.2014 в„– 2104/07-10 Территориальное управление сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 62:29:0130002:1335 не образован в соответствии с требованиями статьи 11.3 ЗК РФ, не зарегистрирован в ЕГРП и не может являться объектом приватизации. Обществу было предложено подать заявление на раздел земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:318.
Общество, считая, что отказ Территориального управления не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, а также нарушает его право на приватизацию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды обеих инстанций, исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Общества.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, действовавшей в спорный период, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475 (далее - Перечень).
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом в силу пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 того же Кодекса, согласно которому предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как правильно указали суды, по смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ заявление о выкупе может быть подано как в отношении сформированного земельного участка, так и в отношении несформированного земельного участка.
В последнем случае именно на орган исполнительной власти возложены обязанности по формированию земельного участка.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Положения статьи 36 ЗК РФ предполагают конечным результатом обращения заявителя именно принятия решения о предоставлении участка и осуществление подготовки проекта договора купли-продажи вне зависимости от того, сформирован ли участок на момент обращения заявителя.
Следовательно, образование земельного участка (в частности путем раздела) и приобретение прав на земельный участок - разные действия, регулируемые различными правовыми нормами.
Указанные действия не взаимосвязаны и не являются этапами одного процесса.
Действующее законодательство не предусматривает необходимость обращения с заявлением о разделе (образовании) земельного участка с целью приобретения прав на него. Процесс выкупа земельного участка не ставится в зависимость от его раздела, так как необходимым условием является наличие и представление документов, предусмотренных вышеуказанным Перечнем.
Суды установили, что Общество выполнило действия, предусмотренные земельным законодательством для приобретения прав на спорный земельный участок, в частности, обеспечило за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ на основании выданной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории; обратилось с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка; обратилось в Территориальное управление с заявлением о приобретении прав на земельный участок, приложив установленный законодательством пакет документов.
Между тем, Территориальное управление в нарушение статьи 36 ЗК РФ не приняло решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также не осуществило подготовку проекта договора купли-продажи этого земельного участка и его направление в адрес заявителя.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ и абзаца пятого пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, как то: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Данный перечень является закрытым.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, запрет на его приватизацию законом не установлен.
Суд правильно указал, что согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Каких-либо запретов или ограничений на приватизацию или регистрацию прав на объекты недвижимости со статусом "временный" названным Федеральным законом не установлено.
В силу части 4 статьи 24 этого закона сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
На основании указанного, суды правильно заключили, что сведения временного характера о спорном земельном участке вносятся в государственный кадастр недвижимости именно с целью регистрации прав на земельный участок и являются достаточным основанием для осуществления регистрации прав, ввиду чего признали отказ Территориального управления, мотивированный тем, что статус земельного участка - "временный" и право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано, не может быть признан обоснованным.
Согласно пункту 6 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
В случае, если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки (пункт 7 статьи 22.2 Закона в„– 122-ФЗ).
Суды учитывали факт отсутствия на земельном участке иных объектов недвижимости, который подтвержден представленными в материалы дела доказательствами. Спора в отношении площади спорного земельного участка, необходимой для обслуживания объекта недвижимости, у сторон не имеется.
При этом суд первой инстанции и апелляционный суд правильно акцентировали, что процесс выкупа и принятия решения о предоставлении земельного участка действующим законодательством не ставится в зависимость от его раздела и от регистрации на него права собственности в ЕГРП.
Возложение судом области на Территориальное управление обязанности подготовить и направить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу в адрес Общества договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка соответствует положениям пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
С учетом изложенного, при наличии предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого решения недействительным, суды правомерно удовлетворили заявление Общества.
Доводы кассационной жалобы аналогичны тем, которые приводились Территориальным управлением при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и которым суды дали правильную правовую оценку.
В кассационной жалобе не приведено доводов, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.08.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 по делу в„– А54-3102/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------