Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.2016 N Ф10-269/2016 по делу N А54-7064/2014
Требование: О признании незаконным отказа жилищной инспекции во включении ТСЖ в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов, обязании включить ТСЖ в реестры, о признании незаконным постановления органа местного самоуправления в части включения многоквартирных жилых домов в перечень домов, в которых не избран способ формирования фонда капремонта, обязании исключить дома из перечня.
Обстоятельства: Жилищная инспекция мотивировала отказ тем, что ТСЖ не соответствует требованиям, предъявляемым к владельцу специального счета.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт избрания собственниками помещений многоквартирных домов способа управления домами и способа формирования фонда капитального ремонта установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Рязанской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. в„– Ф10-269/2016

Дело в„– А54-7064/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии:
от товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" (ОГРН 1036238002173, ИНН 6234000832, ул. Гагарина, д. 14, корп. 1, г. Рязань, 390005) - Кричинского А.П. доверенность от 23.12.2015;
от Государственной жилищной инспекции Рязанской области (ОГРН 1026201264605, ИНН 6231055488, ул. Либкнехта, д. 18, г. Рязань, 390006) - Фединой Е.А. доверенность от 02.09.2015 в„– 17;
от администрации города Рязани (ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292, ул. Радищева, д. 28, г. Рязань, 390000) - Мирошкиной О.Н. доверенность от 11.01.2016 в„– 03/1/1-44-05;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.08.2015 (судья Шуман И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2015 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу в„– А54-7064/2014,

установил:

товарищество собственников жилья "Наш дом" (далее - ТСЖ "Наш дом", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции по Рязанской области о включении ТСЖ "Наш дом" в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов и о возложении на Государственную жилищную инспекцию по Рязанской области обязанности включить ТСЖ "Наш дом" в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов; о признании незаконным постановления администрации г. Рязани от 29.05.2014 в„– 2245 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" в части включения домов в„– 14 и в„– 14 корп. 1, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, в Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в срок до 22.05.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, и о возложении на администрацию г. Рязани обязанности исключить дома в„– 14 и в„– 14 корп. 1, расположенные по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, из указанного Перечня.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2015 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с выводами судов, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители участвующих в деле поддержали доводы жалобы и возражения на нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как установлено судом, 20.11.2003 из двух жилых многоквартирных домов в„– 14 и в„– 14 корп. 1, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, образовано ТСЖ "НАШ ДОМ".
На общем собрании собственников жилых помещений многоквартирных домов в„– 14 и в„– 14 корп. 1 по ул. Гагарина 08.04.2014 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном расчетном счете (протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14, от 08.04.2014; протокол в„– 17 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14. корп. 1 от 08.04.2014).
Кроме того, данным общим собранием председателю правления ТСЖ "НАШ ДОМ" Ратникову С.В. поручено открыть в кредитном учреждении специальный счет на каждый многоквартирный дом и уведомить об этом соответствующие государственные органы (протоколы от 08.04.2014 в„– 16 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14 и в„– 17 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14, корп. 1).
Поскольку собственниками жилых помещений в домах в„– 14 и в„– 14 корп. 1 на общем собрании, состоявшемся 08.04.2014, принято решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, товарищество 14.04.2014 направило в адрес Государственной жилищной инспекции по Рязанской области письмо в„– 26/14, в котором указало, что способом формирования фонда капитального ремонта в домах в„– 14 и в„– 14 корп. 1 является специальный счет ТСЖ "НАШ ДОМ".
ТСЖ "НАШ ДОМ" открыт в Рязанском отделении в„– 8606 ОАО "Сбербанк России" счет в„– 40703810153000000331 для формирования фонда капитального ремонта дома в„– 14, корп. 1. по ул. Гагарина, г. Рязани.
Также 24.04.2014 товариществом открыт в Рязанском отделении в„– 8606 ОАО "Сбербанк России" счет в„– 40703810753000000362 для формирования фонда капитального ремонта дома в„– 14 по ул. Гагарина, г. Рязани.
Товарищество 12.05.2014 направило в Государственную жилищную инспекцию по Рязанской области уведомления, копии протоколов общих собраний собственников помещений, справки банков об открытии специального счета.
14.05.2014 Государственная жилищная инспекция Рязанской области возвратило товариществу уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах в„– 14 и в„– 14, копр. 1, по ул. Гагарина, г. Рязани способе формирования фонда капитального ремонта с прилагаемыми документами без включения в реестр уведомлений и реестр специальных счетов, отметив, что товарищество, созданное собственниками двух многоквартирных домов с суммарным количеством квартир 64, не отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством к владельцу специального счета. Государственная жилищная инспекция по Рязанской области предложила ТСЖ "НАШ ДОМ" определить способ формирования фонда капитального ремонта и реализовать его в порядке, установленном действующим законодательством, а также указала, что срок принятия решений и его реализации продлен до 20.05.2014.
Постановлением администрации города Рязани от 29.05.2014 в„– 2245 определен Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в срок до 22.05.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, в который вошли дома по ул. Гагарина, д. 14 и ул. Гагарина, д. 14, к. 1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "НАШ "ДОМ" с настоящим заявлением.
Суды правильно установили наличие у собственников помещений в названных многоквартирных домах установленной пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия установленного законом препятствия для формирования фонда капитального ремонта на спецсчетах для указанных домов, каковым посчитали пункт 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), в силу которой владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Между тем, судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников отнесено принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Детализировал процедуру выбора способа формирования фонда капитального ремонта Закон Рязанской области от 18.11.2013 в„– 70-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области", принятый постановлением Рязанской областной Думы от 30.10.2013 в„– 427-V РОД.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный абзацем первым настоящей части, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный абзацем первым настоящей части срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Указанное решение принимается в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного абзацем первым настоящей части, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 11 указанного Закона).
При этом согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Статьей 172 ЖК РФ (часть 1) определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 172 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Указанные нормы закона, таким образом, определяют, что функция органа государственного жилищного надзора в названных правоотношениях, состоит во внесении в реестр специальных счетов полученных уведомлений выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме и не предоставляют жилищной инспекции права по отказу во внесении в реестр полученных сведений по тем или иным мотивам.
В случае, если жилищная инспекция усматривает нарушения закона в решениях общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, препятствующие выбору того или иного способа формирования фонда капитального ремонта, она вправе воспользоваться полномочиями, предоставленными ей, как надзорному органу, частей 1 статьи 20 ЖК РФ в порядке, предусмотренном частью 2 указанной статьи с учетом положений части 6 о способе реагирования на незаконные решения общих собраний.
Указанное - недопустимость смешения функций, возложенных на жилищную инспекцию в порядке реализации полномочий по статье 172 ЖК РФ и в порядке реализаций полномочий по статье 20 ЖК РФ, суды не учли, что является ошибкой в применении норм материального права (неправильно истолкована норма статьи 172 ЖК РФ, как позволяющая отказать во внесении в реестр по мотиву неправомерности решения общего собрания), и повлекло ошибочные выводы суда.
В силу названных выше норм права у жилищной инспекции отсутствовали основания возврата уведомлений ТСЖ "Наш дом", а у администрации - основания полагать собственников помещений в названных многоквартирных домах не определившими способ формирования фонда капитального ремонта, что влечет незаконность действий инспекции и незаконность включения администрацией спорных домов в соответствующий Перечень; требования заявителя являлись законными и обоснованными.
На основании изложенного судебные акты подлежат отмене с принятием кассационной коллегией нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований с обязанием инспекции и администрации в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя произвести действия, на которые указывало в заявлении, поданном в суд, ТСЖ "Наш дом".
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.08.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2015 по делу в„– А54-7064/2014 отменить.
Признать незаконным отказ Государственной жилищной инспекции по Рязанской области во включении ТСЖ "НАШ ДОМ" в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов и обязать Государственную жилищную инспекцию по Рязанской области включить ТСЖ "НАШ ДОМ" в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов.
Признать незаконным постановление администрации г. Рязани от 29.05.2014 в„– 2245 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" в части включения домов в„– 14 и в„– 14 корп. 1, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, в Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в срок до 22.05.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, и обязать администрацию г. Рязани исключить указанные дома из данного Перечня.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Рязанской области (ОГРН 1026201264605, ИНН 6231055488, ул. Либкнехта, д. 18, г. Рязань, 390006 в пользу товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" 3250 (три тысячи двести пятьдесят) рублей в возмещение судебных расходов по государственной пошлине в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Взыскать с администрации города Рязани (ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292, ул. Радищева, д. 28, г. Рязань, 390000) в пользу товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" 3250 (три тысячи двести пятьдесят) рублей в возмещение судебных расходов по государственной пошлине в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------