Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.03.2016 N Ф10-151/2016 по делу N А84-1019/2015
Требование: О признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства, обязании осуществить регистрацию автомобиля.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на то, что транспортное средство подлежит регистрации после проведения таможенных процедур и получения всех необходимых документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сделка по реализации транспортного средства осуществлена в переходный период продавцом, не переоформившим свои учредительные документы в соответствии с законодательством РФ, представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могут служить основанием для регистрации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. в„– Ф10-151/2016

Дело в„– А84-1019/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" (ОГРН 1149204022153, ИНН 9201007309, Парковая ул., д. 11, г. Севастополь, Республика Крым, 299057): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю (ОГРН 1147746380759, Пушкина ул., д. 10, г. Севастополь, Республика Крым, 299011): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от третьего лица:
общества с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин" (Парковая ул., д. 11, г. Севастополь, Республика Крым, 299057): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2015 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (судьи Полынкина Н.А., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу в„– А84-1019/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" (далее по тексту - заявитель, Общество или ООО "АКВАФУД РУ") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по городу Севастополю в лице отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Севастополю (далее по тексту также - Управление, уполномоченный орган) о признании незаконным изложенного в письме от 06.04.2015 в„– 15/2865 отказа в регистрации транспортного средства, принадлежащего Обществу на основании договора купли-продажи транспортного средства, - грузового автомобиля JAC, государственный номерной знак СН6264АК, свидетельство о регистрации транспортного средства в„– САЕ793808, и с требованием обязать уполномоченный орган осуществить регистрацию указанного автомобиля.
Определением суда от 15.06.2015 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гранд Отель Аквамарин" (далее - ООО "Гранд Отель Аквамарин").
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.09.2015 и постановление от 09.12.2015 и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Из установленных судами фактических обстоятельств усматривается, 13.11.2014 между ООО "Гранд Отель Аквамарин" (продавец) и ООО "АКВАФУД РУ" (покупатель) заключен договор купли-продажи грузового автомобиля JAC, модель HFC1020 KR, 2008 года выпуска, государственный номерной знак СН6264АК. Указанный автомобиль передан продавцом покупателю по акту приема-передачи от 13.11.2014 вместе со свидетельством о регистрации транспортного средства.
Общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением от 02.02.2015 в„– 4/15 о регистрации вышеупомянутого грузового автомобиля.
Между тем Управление отказало заявителю в регистрации приобретенного по договору купли-продажи транспортного средства, о чем направило письмо от 06.04.2015 в„– 15/2865, в котором указало на то, что транспортные средства подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе после проведения таможенных процедур и получения необходимых документов, в частности, паспортов транспортных средств в таможенных органах.
Общество оспорило в арбитражном суде данный отказ Управления как незаконный.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывали следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 52-ФЗ), в редакции, действовавшей в спорный период, в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
В силу пункта 6 статьи 19 Закона в„– 52-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 Кодекса.
Согласно пункту 7 названной статьи настоящего Закона обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на дату совершения сделки по реализации транспортного средства его продавец - ООО "Гранд Отель Аквамарин" свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не привел.
Вместе с тем покупатель транспортных средств на дату их приобретения был зарегистрирован в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно пунктам 19, 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 в„– 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила в„– 1001) транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами Российской Федерации при таможенном оформлении транспортных средств, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственник транспортных средств обязан снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в том числе в случае изменения собственника (владельца) (пункт 5 Правил в„– 1001).
На основании пункта 3 Правил в„– 1001 не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 в„– 897 "Об особенностях регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и выдачи водительских удостоверений на территориях Республики Крым и г. Севастополя", действовавшем в спорный период, для юридических лиц, зарегистрированных на территориях Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Украины, в переходный период устанавливался порядок замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков с выдачей паспортов транспортных средств.
Замена регистрационных документов в данных случаях осуществлялась на основании регистрационных документов, выданных в соответствии с законодательством Украины.
Судами установлено, что ООО "Гранд Отель Аквамарин" на дату продажи спорных транспортных средств замену регистрационных документов на них не осуществило.
После приобретения транспортных средств в собственность ООО "АКВАФУД РУ", обратившись в регистрационную службу Российской Федерации с заявлением о регистрации транспортных средств, для указанных целей представило регистрационные документы, оформленные в соответствии с законодательством Украины и на иное лицо - продавца данных транспортных средств.
В силу требований вышеизложенных норм действующего законодательства Российской Федерации, а также принятых нормативных правовых актов, направленных на интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую и правовую системы Российской Федерации, документы, представленные заявителем для регистрации приобретенного им транспортного средства, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, а поэтому не могли служить основанием для такой регистрации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 в„– 605 (далее - Административный регламент), для государственной регистрации транспортного средства в регистрирующий орган должны быть представлены, в том числе документы на транспортное средство, оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Пункт 15.4.1 Административного регламента к обязательным документам на транспортные средства, предоставляемым заявителями для совершения регистрационных действий, относит паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака.
Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 в„– 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года.
Учитывая, что сделка по реализации транспортного средства осуществлена в переходный период юридическим лицом, не переоформившим свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и не осуществившим замены регистрационных документов на упомянутое выше транспортное средство, суды правильно заключили, что представленные заявителем регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины, не могли служить основанием для регистрации приобретенного грузового автомобиля за новым собственником.
При таких обстоятельствах спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о правомерности оспариваемого отказа.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу в„– А84-1019/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АКВАФУД РУ" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.12.2015 в„– 2244, в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------