Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.04.2016 N Ф10-533/2016 по делу N А48-5063/2015
Требование: О признании недействительным решения пенсионного органа о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах.
Обстоятельства: Пенсионный орган начислил недоимку по страховым взносам в связи с невключением в базу для начисления страховых взносов выплат, предоставляемых работнику для ухода за ребенком-инвалидом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу закона спорные выплаты не являются оплатой труда работника и не облагаются страховыми взносами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. в„– Ф10-533/2016

Дело в„– А48-5063/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ул. Комсомольская, д. 108, г. Орел, 302026) - Аверичева С.Н. доверенность от 11.01.2016 в„– 2, Букиной Е.В. доверенность от 11.01.2016 в„– 7;
от негосударственного общественного образовательного учреждения "Детская деревня - SOS Лаврово" (Орловская область, Орловский район, с. Лаврово, ОГРН 1025700695206) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
при рассмотрении в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А48-5063/2015,

установил:

негосударственное общественное образовательное учреждение "Детская деревня - SOS Лаврово" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Управление, пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 12.05.2015 в„– 31 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, Управление просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
В отзыве Учреждение возражало против доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя по делу, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как установили суды, по результатам проверки Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014; достоверности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, составлен акт от 10.04.2014 в„– 067 014 15 АВ 0000135, где сделан вывод о занижении Учреждением базы для начисления страховых взносов, в связи с невключением выплат предоставляемых работнику Агибаловой Т.С. для ухода за ребенком-инвалидом в размере 33096 руб. 16 коп.
Решением Управления от 12.05.2014 в„– 31 Учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1793 руб. 82 коп., заявителю начислены пени по состоянию на 31.12.2013 в размере 32 руб. 95 коп., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 8969 руб. 06 коп., уплатить штраф в сумме 1793 руб. 82 коп. и пени в сумме 32 руб. 95 коп.
Несогласие с решением послужило основанием обращения Учреждения в суд.
Принимая решение и постановление, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Закона в„– 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Объект обложения страховыми взносами определяется статьей 7 Федерального закона в„– 212-ФЗ и к нему, в частности, относятся выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Указанная редакция закона действовала в спорный период и Управление полагает, что в отличие от ранее действовавшей редакции закона, которая определяла объект обложения, как "выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам", должна быть истолкована единственно возможным способом - все выплаты, не поименованные в статье 9 указанного закона, т.е. обусловленные наличием трудовых отношений, включаются в объект обложения страховыми взносами.
Между тем, суд кассационной инстанции полагает, что как ранее действовавшая редакция закона, так и ныне действующая должна быть истолкована следующим образом.
Понятие трудовых отношений определено Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений.
Вместе с тем, положениями п.п. 1 п. 1 ст. 9 Закона в„– 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статья 1 Федерального закона от 17.07.1999 в„– 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает, что социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составной частью которой является федеральный бюджет.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 в„– 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в указанном Постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Таким образом, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, не являющаяся оплатой труда, не включается в объект обложения страховыми взносами, как в силу положений статьи 7 Закона 212-ФЗ, так и в силу положений п.п. 1 п. 1 ст. 9 Закона в„– 212-ФЗ, в связи с чем, доначисление страховых взносов по указанному основанию, начисление пени и привлечение к ответственности необоснованны.
По изложенным основаниям кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 19.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А48-5063/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------