Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.08.2016 N Ф10-2885/2016 по делу N А64-6643/2015
Требование: О признании права государственной собственности субъекта РФ на земельный участок.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на приобретение права собственности субъекта РФ на объекты недвижимого имущества осуществлено без переоформления прав на спорный земельный участок, на котором расположено недвижимое имущество.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что земельный участок относится к собственности субъекта РФ, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2016 г. в„– Ф10-2885/2016

Дело в„– А64-6643/2015

Резолютивная часть постановления изготовлена 17.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего М.М.Нарусова
судей Л.В.Леоновой, Ю.В.Бутченко
при участии в заседании:
от истца:
Комитета по управлению имуществом Тамбовской области (ИНН 6831000240, ОГРН 1066829046844) представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ИНН 6829057176, ОГРН 1096829003974) представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц:
ТОГБУ "Токаревская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ИНН 6821503799, ОГРН 1046847002366) представитель не явился, извещен надлежащим образом;
Управления Росреестра по Тамбовской области представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.01.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу в„– А64-6643/2015

установил:

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ТУ Росимущества в Тамбовской области, ответчик) о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на земельный участок площадью 6 367 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения зданий станции по борьбе с болезнями животных, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Токаревский район, р.п. Токаревка, ул. Свободы, д. 202, кадастровый номер 68:21:0101086:9.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Токаревская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ТОГБУ "Токаревская районная станция по борьбе с болезнями животных"), Управление Росреестра по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.01.2016 (судья Зотова С.О.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 (судьи Щербатых Е.Ю., Ушаковой И.В., Поротиков А.И.), заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов обеих инстанций, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, ТУ Росимущества в Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которых просит вышеуказанные судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалоб, представители сторон в суд округа не явились. Учитывая требования ст. 284 АПК РФ, кассационная коллегия считает необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (правопредшественник Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области) в„– 63-р от 26.03.2007 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Тамбовской области" осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности ликвидированных федеральных государственных учреждений ветеринарии, передаваемого в собственность Тамбовской области.
Передаваемое из федеральной собственности имущество принято в государственную собственность Тамбовской области согласно акту приема-передачи от 18.04.2007, постановлению администрации Тамбовской области от 21.03.2008 в„– 357 "О принятии из федеральной собственности в государственную собственность Тамбовской области имущества и закреплении его на праве оперативного управления за тамбовскими областными государственными учреждениями ветеринарии", в том числе: здания ветстанции, склада, гаража, расположенные по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, р.п. Токаревка, ул. Свободы.
В отношении указанного недвижимого имущества, принятого в собственность Тамбовской области, в установленном законом порядке осуществлена государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии в„– 68-68/005-68/005/002/2015-280/1 от 26.05.2015, в„– 68-68/005-68/005/002/2015-283/1 от 26.05.2015, в„– 68-68/005-68/005/002/2015-284/1 от 27.05.2015, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, Токаревский район, р.п. Токаревка, ул. Свободы, д. 202, на котором находится вышеуказанное имущество, зарегистрировано за Российской Федерацией, что следует из свидетельства о государственной регистрации права серии 68 АА 218338 от 02.04.2004, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.10.2015 в„– 68/001/009/2015-261.
Ссылаясь на то, что приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на спорный земельный участок, на котором расположено данное имущество, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались следующим.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно пункту 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ)
В силу пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения, сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта РФ на соответствующие земельные участки.
Судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка применения норм статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ, согласно которой пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности субъекта Российской Федерации. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Согласно абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Поскольку право собственности на расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости принадлежит субъекту Российской Федерации - Тамбовской области, суды первой и апелляционной инстанций, верно указали на то, что спорный земельный участок в силу вышеприведенных норм права относится к собственности субъекта Российской Федерации, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.01.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 по делу в„– А64-6643/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
М.М.НАРУСОВ

Судьи
Л.В.ЛЕОНОВА
Ю.В.БУТЧЕНКО


------------------------------------------------------------------