Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.08.2016 N Ф10-2887/2016 по делу N А68-10209/2015
Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления о признании утратившим силу постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о признании незаконным предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что предписание об устранении нарушений в части нецелевого использования земельного участка не соответствует закону.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. в„– Ф10-2887/2016

Дело в„– А68-10209/2015

Резолютивная часть объявлена 22.08.2016
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от закрытого акционерного общества "Юнона" (ИНН 7104042791, ОГРН 1047100320453, ул. Маршала Жукова, д. 5, г. Тула, 300036) - Трибой И.М. (дов. от 19.08.2016, пост.);
от администрации муниципального образования Дубенский район (ИНН 7125005991, ОГРН 1027103470712, ул. Первомайская, д. 33, пос. Дубна, Тульская обл., 301160) - не явились, извещены надлежащим образом;
от отдела имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район (ул. Первомайская, д. 33, пос. Дубна, Тульская обл., 301160) - не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Юнона" на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.03.2016 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 (судьи Капустина Л.А., Тучкова О.Г., Волкова Ю.А.) по делу в„– А68-10209/2015,

установил:

закрытое акционерное общество "Юнона" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Дубенский район (далее - администрация) от 27.03.2014 в„– 314 "О признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования Дубенский район от 07.06.2012 в„– 542 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков"; о признании незаконным и отмене предписания отдела имущественных и земельных отношений муниципального образования Дубенский район (далее - отдел) от 28.07.2015 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
Решением суда от 11.03.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, на праве собственности обществу принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 71:07:040401:252, 71:07:040401:253, 71:07:040401:254, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, почтовый адрес ориентира: Тульская область, Дубенский район, д. Шатово, д. 2.
Постановлением администрации от 07.06.2012 в„– 542 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков" изменен вид разрешенного использования указанных участков с "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства".
В адрес администрации прокуратурой Дубенского района 17.03.2014 направлен протест, в котором указано на несоответствие постановления в„– 542 земельному законодательству и положениям Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ).
Администрация постановлением от 27.03.2014 в„– 314 признала утратившим силу постановление от 07.06.2012 в„– 542 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков".
На основании распоряжения отдела от 24.06.2015 в„– 117 уполномоченным должностным лицом проведена плановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения земельного законодательства при использованию земельных участков с кадастровыми номерами 71:07:040401:252, 71:07:040401:253, в ходе которой установлено, что на земельных участках не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, в большом количестве произрастает сорняковая растительность; на земельном участке с кадастровым номером 71:07:040401:253 растут березы и ивовые кустарники высотой более 3 метров, залесенность и закустаренность составляет свыше 65%; на земельном участке с кадастровым номером 71:07:040401:252 произрастают березы и ивовые кустарники высотой более 1,5 метров, залесенность и закустаренность составляет свыше 25%, земельные участки не используются по целевому назначению.
По результатам проверки составлены акты от 28.07.2015 и обществу выдано предписание от 28.07.2015 об устранении выявленных нарушений земельного законодательства в части целевого использования земельных участков.
Общество, не согласившись с постановлением администрации от 27.03.2014 в„– 314 и с предписанием отдела от 28.07.2015, считая, что указанные акты не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс) собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) - часть 1 статьи 78 ЗК РФ.
Согласно ст. 78 Земельного кодекса и п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона в„– 101-ФЗ основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования.
Вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения определяется также в зависимости от правового положения собственников, владельцев этих участков.
Вид разрешенного использования согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывается в градостроительном регламенте. Градостроительные регламенты в соответствии с пунктом 6 статьи 36 ГрК РФ для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.
Земельные участки до принятия постановления в„– 542 об изменении вида разрешенного использования относились к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, а, следовательно, имели статус сельскохозяйственных угодий.
Поэтому оснований для изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу, касающемуся изменения вида разрешенного использования, не имелось.
Кроме того, предоставление земельных участков для дачного строительства регулируется нормами Земельного кодекса во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которые допускают использование для ведения дачного хозяйства тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для ведения дачного хозяйства в установленном порядке физическим лицам и некоммерческим объединениям граждан.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции, федеральным конституционным законом, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона в„– 131-ФЗ муниципальные правовые акты, не соответствующие закону, могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Такие полномочия основаны на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 в„– 1424/04). При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Как установлено судами, доказательства противоречия закону постановления в„– 542 имелись, на что было указано в протесте прокурора Дубенского района, в связи с чем, постановление в„– 314 от 27.03.2014 является законным и обоснованным.
Обществом по настоящему делу было также оспорено в судебном порядке предписание отдела имущественных и земельных отношений МО Дубенский район от 28.07.2015.
Судами по материалам дела установлено, что нарушение земельного законодательства при неиспользование земельных участков обществом для сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности подтверждается актами проверки, фотоматериалами.
В кассационной жалобе обществом не приведены доводы, опровергающие выводы судом об обоснованности и законности предписания.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении норм права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 11.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу в„– А68-10209/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------