Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2016 N Ф10-3015/2016 по делу N А23-4969/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в части, предписывающей устранить замечания, изложенные в акте проверки.
Обстоятельства: Уполномоченным органом была проведена проверка строящегося объекта, по результатам которой вынесено предписание о необходимости подготовить проектную документацию в соответствии со специальными техническими условиями.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку имеющаяся у общества проектная документация на строящийся объект не основана на национальных стандартах и сводах правил.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. в„– Ф10-3015/2016

Дело в„– А23-4969/2015

резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2016
постановление изготовлено в полном объеме 01.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Степиной Л.В., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Андромета", Калужская обл., г. Обнинск, ОГРН 1084025003644 Балакаев Р.В. - дов. от 11.01.2016
от заинтересованного лица - ИГСН Калужской области, г. Калуга, ОГРН 1034004417501 Ладнов В.А. - дов. от 01.04.2016 в„– 11
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции государственного строительного надзора Калужской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу в„– А23-4969/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Андромета" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного строительного надзора Калужской области (далее - инспекция) от 21.07.2015 в„– 201/1 в части, предписывающей устранить замечания, изложенные в пункте 2 акта проверки от 21.07.2015 в„– 449.
Решением суда от 04.12.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 решение суда отменено, требование общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 15.02.2015 администрацией муниципального образования сельского поселения деревня Кривское Боровского района Калужской области обществу выдано разрешение в„– RU 40515306-3 на строительство объекта капитального строительства - завода по производству жилых зданий на металлическом каркасе, включающего в себя административно-бытовой корпус и производственное здание.
На основании извещения общества от 18.02.2015 в„– 1 о начале строительства объекта и распоряжения инспекции от 25.02.2015 в„– 77-р последней разработана программа проведения проверок при строительстве объекта.
Уведомлением от 10.03.2015 в„– 131 инспекция известила общество о проверке строящегося объекта с 16.03.2015 по 13.04.2015, предмет проверки - проверка организационно-правового порядка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 13.04.2015 в„– 214, в пункте 2 которого отмечено, что в связи с отсутствием в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 в„– 1047-р "Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" норм для проектирования зданий со стальным каркасом из гнутых оцинкованных профилей, подготовка проектной документации в соответствии с Законом в„– 384-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 в„– 87 должна осуществляться на основании специальных технических условий (СТУ), разработанных и утвержденных в соответствии с приказом Минрегиона России от 01.04.2008 в„– 36. Данные СТУ не представлены.
Инспекцией выдано обществу предписание от 13.04.2015 в„– 80, которым предписано устранить отраженные в акте от 13.04.2015 в„– 214 замечания, об исполнении уведомить инспекцию в срок до 22.06.2015.
Уведомлением от 23.06.2015 в„– 368 инспекция известила общество о проверке в период с 29 июня по 17 июля 2015 г. исполнения предписания от 13.04.2015 в„– 80.
В результате проверки инспекция составила акт проверки от 21.07.2015 в„– 449, в пункте 2 которого зафиксировано, что предписание от 13.04.2015 в„– 80 не исполнено в части, предписывающей устранить нарушение, изложенное в пункте 2 акта от 13.04.2015 в„– 214.
Инспекция выдала обществу предписание от 21.07.2015 в„– 201/1, которым обязало общество устранить замечания, отраженные в акте от 21.07.2015 в„– 449, об исполнении уведомить инспекцию в срок до 09.10.2015.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции согласился с доводами инспекции о том, что коль проектная документация на строящиеся объекты не основана на национальных стандартах и сводах правил, включенных в Перечень в„– 1047-р (с 01.07.2015 - в Перечень в„– 1521), то проектирование и строительство конкретного объекта должно осуществляться в соответствии со СТУ.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление общества, суд апелляционной инстанции сослался на то, что проектная документация разработана на основании технических условий на профили холодногнутые из оцинкованной стали для строительства, а именно: ТУ 1122-002-8286678-2013 и ТУ 1122-001-82866678-2011, разработанных обществом "Андромета" и зарегистрированных в установленном порядке, ГОСТа 11474-76 "Профили стальные гнутые. Технические условия", ГОСТа 8282-83* "Профили стальные гнутые С-образные равнополочные. Сортамент", СП 53-10202004 "Свод правил по проектированию и строительству. Общие правила проектирования стальных конструкций", а также на пояснения сотрудника ООО "Брянский центр стоимостного инжиниринга Ланцова П.В., являвшегося одним из экспертов, проводивших негосударственную экспертизу проекта объекта капитального строительства - завода по производству жилых и коммерческих зданий на металлическом каркасе.
Судебная коллегия не может согласиться с постановлением суда апелляционной инстанции, так как оно постановлено при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, осуществляется государственный строительный надзор. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
В силу части 4 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Согласно пункту 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Калужской области, утвержденного постановлением правительства Калужской области от 26.09.2003 в„– 258 (в ред. постановления правительства Калужской области от 27.11.2006 в„– 301), инспекция государственного строительного надзора Калужской области является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области, осуществляющим государственный строительный надзор на территории Калужской области.
Порядок осуществления государственного строительного надзора регламентирован Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 в„– 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение).
В пункте 8 названного Положения закреплено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно подпункту "а" пункта 10 данного Положения проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение при строительстве требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
В силу пункта 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Таким образом, инспекция является уполномоченным органом на проведение проверок соответствия выполняемых строительных работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации и на вынесение предписаний в области строительства.
В силу статьи 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30.09.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон в„– 384-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона в„– 384-ФЗ объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий - часть 2 статьи 5 Закона в„– 384-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 6 названного Закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Таковым до 01.07.2015 являлся Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 в„– 1047-р (Перечень в„– 1047-р), после 01.07.2015 - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 в„– 1521 (Перечень в„– 1521).
Частью 4 статьи 6 Закона в„– 384-ФЗ установлено, что национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
В силу части 8 названной статьи в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания данных положений в их совокупности следует, что если конкретная проектная документация не основана на национальных стандартах и сводах правил (частей таких стандартов и сводов правил), включенных в Перечень, то проектирование и строительство должно осуществляться в соответствии со СТУ.
Приказом Минрегиона РФ от 01.04.2008 в„– 36 утвержден Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
Пунктами 1 и 2 указанного Порядка определено, что Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены. СТУ являются техническими нормами, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта.
Из изложенного выше следует, что проектирование и строительство возможно или на основании национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, или на основании специальных технических условий, разработанных для конкретного объекта строительства.
Как усматривается из проектной документации, административно-бытовой корпус (каркас здания) строится на основе стального гнутого С-профиля размерами 150*45*12*1,6 мм с креплением на саморезах (т. 1, л.д. 109,110).
Объект спроектирован на основании Свода правил СП 16.13330.2011 "СНиП II-23-81*. Стальные конструкции" (т. 1, л.д. 36 об.).
Однако указанный Свод правил (таблица В.5) содержит нормативные и расчетные сопротивления стали только для листового, широкополосного универсального и фасонного проката с толщиной от 2 до 40 мм. Кроме того, предусматривает соединение только сваркой и болтами и не устанавливает требований для соединений на саморезах.
В таком случае необходима разработка специальных технических условий (СТУ). Но СТУ разработаны не были.
Ссылка суда второй инстанции на разработанные самим обществом ТУ 1122-002-8286678-2013 и ТУ 1122-001-82866678-2011, на ГОСТ 11474-76 "Профили стальные гнутые. Технические условия", ГОСТ 8282-83* "Профили стальные гнутые С-образные равнополочные. Сортамент", СП 53-10202004 "Свод правил по проектированию и строительству. Общие правила проектирования стальных конструкций" не верна, так как указанные технические условия, ГОСТы и Свод правил не входят в Перечни в„– 1047-р и 1521.
Суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости разработки в данном случае специальных технических условий. А поэтому по праву отказал обществу в удовлетворении его требований.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым постановление апелляционного суда отменить, так как оно постановлено в противоречие с нормами материального права, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по делу в„– А23-4969/2015 отменить, решение Арбитражного суда Калужской области от 04.12.2015 по данному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------