Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.09.2016 N Ф10-3141/2016 по делу N А09-10540/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка, признании плана частично недействительным, обязании устранить нарушения путем внесения изменений в план.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что градостроительный план участка составлен с нарушением требований законодательства. Согласно кадастровой выписке земельный участок имеет вид разрешенного использования - многоквартирные многоэтажные дома, однако спорный земельный участок частично находится в территории охранной зоны памятника природы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что градостроительный план противоречит установленному режиму охраны, подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. в„– Ф10-3141/2016

Дело в„– А09-10540/2015

резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2016
постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Шелудяева В.Н., Бессоновой Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Партнер +", г. Брянск, ОГРН 1113256009811 Костик В.В. - дов. от 01.09.2016
от заинтересованных лиц - Управления по строительству и развитию территории г. Брянска, г. Брянск, ОГРН 1063250004400 Сафронова И.А. - дов. от 18.04.2016 в„– 28/3329
Брянской городской администрации, г. Брянск, ОГРН 1023202743574 Сафронова И.А. - дов. от 22.04.2016 в„– 1/06-789и
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска и Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2015 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (судьи Мордасов Е.В., Заикина Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А09-10540/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Партнер +" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление) и Брянской городской администрации (далее - администрация), выразившихся в подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка в„– RU32301000-030000000000004314 с нарушением действующего законодательства; признании утвержденного градостроительного плана указанного земельного участка недействительным в части: отсутствия в разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка (стр. 3) указания места допустимого размещения зданий, строений, сооружений (штриховки), указания минимальных отступов от границ земельного участка, за пределами которых строительство запрещено, указания на чертеже и на штампе в левом углу планируемого к строительству объекта; отсутствия в разделе 2.2 "Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке" (стр. 8) назначения объекта капитального строительства, а также об обязании управления и администрации устранить допущенные нарушения путем внесения соответствующих изменений в градостроительный план земельного участка (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, заявленные требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе управление и администрация просят состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления и администрации поддержала доводы кассационной жалобы, представитель общества - доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 29.04.2015 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 32:280031633:61, расположенном по адресу: г. Брянск, пр-т Ленина, д. 57а, для строительства многоэтажного многоквартирного дома.
Указанный земельный участок принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2012 32-АЖ в„– 122782.
Управление выдало обществу градостроительный план земельного участка в„– RU32301000-030000000000004314, утвержденный заместителем главы городской администрации 01.07.2015.
Полагая, что указанный градостроительный план земельного участка составлен с нарушением требований градостроительного законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, что управление и администрация полномочны выдавать градостроительные планы.
Частями 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам; подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Судами установлено, что градостроительный план был выдан без учета требований, установленных частью 3 статьи 44 ГрК РФ. В градостроительном плане указано: "место допустимого размещения зданий отсутствует, так как на данный земельный участок не утвержден проект планировки территории" (т. 1, л.д. 13).
Согласно части 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи (по подготовке и утверждению проекта планировки территории), не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Проект планировки и проект межевания территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) и установления границ земельных участков ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 43 ГрК РФ.
Земельный участок, находящийся в собственности общества, поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 32:280031633:61), его границы установлены.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утвержденными решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 в„– 991, спорный земельный участок находится в зоне Ж1: зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше).
Согласно кадастровой выписке земельный участок имеет вид разрешенного использования - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей.
Из информации, представленной департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области (письма от 25.05.2015 в„– 2136-ДПРи и от 01.06.2015 в„– 2305ДПРи), основанной на постановлении Брянской областной Думы от 08.09.1994 в„– 34 (в ред. постановления от 28.02.2001 в„– 3-77) "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения", следует, что спорный земельный участок частично находится на территории охранной зоны памятника природы Верхний Судок, частично на территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся за пределами охранной зоны, частично вне зоны памятника природы Верхний Судок. Для памятников природы Верхний и Нижний Судки установлены охранные зоны и зоны ограниченной эксплуатации, для которых допускается использование в хозяйственных целях, включая новое строительство, не противоречащее установленному режиму охраны. На территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся за пределами охранной зоны памятника природы, разрешается любая хозяйственная деятельность, включая новое строительство, без соблюдения строгих природоохранных и противоэрозионных мер (т. 1, л.д. 32, 33).
Исходя из изложенного, суды верно пришли к выводу о том, что оспариваемый градостроительный план не соответствует требованиям, предъявляемым к градостроительному плану градостроительным законодательством Российской Федерации, а поэтому по праву удовлетворили требования общества.
Довод кассационной жалобы о том, что для составления градостроительного плана со всеми требуемыми показателями необходимо представление проекта планировки территории противоречит статье 46 ГрК РФ.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А09-10540/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------