Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.09.2016 N Ф10-3385/2016 по делу N А84-178/2016
Требование: Об истребовании из чужого незаконного владения газопроводов и объектов инженерной инфраструктуры системы газоснабжения, обязании оформить и подписать акт приема-передачи между ответчиком, истцом и третьим лицом.
Обстоятельства: Истец полагает, что спорное имущество является собственностью города, на основании постановления органа власти имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием, а ответчик отказал в передаче этого имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец не доказал незаконность владения ответчиком спорным имуществом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. в„– Ф10-3385/2016

Дело в„– А84-178/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ю.В.Бутченко
судей И.В.Сорокиной, М.М.Нарусова
при участии в заседании:
от истца:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом
от ответчика:
ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" Дзюбан Г.В. - представитель (доверенность от 15.08.2016 в„– 207) Липтуг И.В. - представитель (доверенность от 04.02.2016 в„– 151)
от третьих лиц:
ГУП города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115) на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04.04.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по делу в„– А84-178/2016,

установил:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к публичному акционерному обществу по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - ПАО "Севастопольгаз", ответчик, общество) об истребовании из чужого незаконного владения газопроводов, протяженностью 763,34 км и объектов инженерной инфраструктуры системы газоснабжения, а именно: газорегуляторные пункты (ГРП) - 71 шт., шкафные регуляторные пункты (ШРП) - 143 шт., станции электрохимзащиты (ЭХЗ) - 55 шт.; прочие объекты: резервуары и групповые резервуарные установки - 30 ед., сооружения и передающие устройства - 5 ед., специализированные автотранспортные средства - 8 ед., инструменты, приспособления, инвентарь - 33 ед. (включая приборы диагностики и обследования систем газоснабжения: трассоискатель "Спруг", толщиномер, приспособление для врезки под газом, одориметр, течеискатели, поисковые приборы); об обязании в течение 30 дней, после вступления решения суда в законную силу, оформить и подписать акт приема-передачи между ответчиком, истцом и третьим лицом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз (далее - ГУП "Севастопольгаз").
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 04.04.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
От ответчика поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В суд поступило ходатайство департамента об отложении судебного разбирательства в связи с проведением мероприятий по реорганизации и изменению функций и полномочий департамента, ссылаясь на Указ Губернатора города Севастополя от 06.09.2016 в„– 63-УГ "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя и признании частично утратившим силу Указа Губернатора города Севастополя от 11.04.2016 в„– 25-УГ", которым принято решение об изменении структуры Правительства города Севастополя.
Истец и третье лицо, в суд кассационной инстанции представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения ходатайства истца об отложении судебного заседания. Также возражали против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Указали на необоснованность доводов кассационной жалобы и законность обжалуемых судебных актов.
Суд, рассмотрев ходатайство департамента об отложении судебного заседания, с учетом положений статей 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующему выводу.
В обоснование заявленного ходатайства департамент ссылается на Указ Губернатора города Севастополя от 06.09.2016 в„– 63-УГ, однако документарного обоснования ходатайства не представлено, причин невозможности явки представителей департамента в судебное заседание суда кассационной инстанции не указано.
Из текста Указа Губернатора города Севастополя от 06.09.2016 в„– 63-УГ "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя и признании частично утратившим силу Указа Губернатора города Севастополя от 11.04.2016 в„– 25-УГ", с учетом текста Указа Губернатора города Севастополя от 11.04.2016 в„– 25-УГ "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя...", размещенных на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет, не следует, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя реорганизован, переименован, упразднен, либо его функции и полномочия изменены. Согласно Указам от 11.04.2016 в„– 25-УГ и от 06.09.2016 в„– 63-УГ, приложений к ним, в структуру исполнительных органов государственной власти города Севастополя входит Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (в„– п/п 19 и 10 соответственно). Из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ на официальном сайте ФНС в сети Интернет в отношении департамента, следует, что данное юридическое лицо является действующим, запись о нахождении в процессе реорганизации отсутствует, последняя запись внесена 18.12.2015.
Суд установил, что ответчик направил лицам, участвующим в деле, отзыв 15.08.2016, который получен истцом 18.08.2016, что подтверждается почтовой квитанцией и сведениями по отслеживанию почтового отправления с идентификационным номером 29904096111778, соответствующим почтовой квитанции о его отправке от 15.08.2016. Доказательств невозможности участия представителя истца в судебном заседании 12.09.2016 не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанного ходатайства.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения неявившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что между Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета и ОАО "Севастопольгаз" 01.10.2007, 19.12.2008, 07.04.2009, 30.04.2009, 03.09.2010 и 06.10.2010 были заключены договоры ссуды сроком на 10 лет, по условиям которых ОАО "Севастопольгаз" (правопредшественник ПАО "Севастопольгаз") получило в пользование газотранспортные сети согласно приложениям к указанным договорам, с целью использования для обеспечения подачи газа в котельные и жилые дома. Порядок изменения и расторжения указанных договоров определен в разделе 5 договоров.
Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и Публичным акционерным обществом по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" заключен договор от 22.11.2012 в„– 31/23 о предоставлении на праве хозяйственного ведения государственного имущества, которое используется для обеспечения распределения природного газа, не подлежит приватизации, учитывается на балансе хозяйственного общества по газоснабжению и газификации и не может быть отделено от основного производства. Данный договор заключен с целью обеспечения эффективного использования, сохранения и обновления государственного имущества, которое не подлежит приватизации, его целевой безаварийной эксплуатации, улучшения/обновления, реконструкции и модернизации, а также надежности распределения природного газа во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 20.08.2012 в„– 70 "Некоторые вопросы использования государственного имущества для обеспечения распределения природного газа".
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 названного договора предметом является предоставление предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества, которое используется для обеспечения распределения природного газа, не подлежит приватизации, учитывается на балансе Предприятия и не может быть отделено от его основного производства. Перечень государственного имущества, которое находится на балансе Предприятия и передается ему на праве хозяйственного ведения, указывается в приложении 1, которое является неотъемлемой частью договора.
Из пункта 2.1 договора следует, что нахождение государственного имущества на балансе предприятия на праве хозяйственного ведения не означает приобретение предприятием права собственности на это имущество. Собственником государственного имущества является государство в лице органа управления.
В пунктах 3.2.1, 3.3.1 договора стороны предусмотрели, что орган управления обязан не осуществлять действия, которое препятствуют Предприятию исполнять свои договорные обязательства, а Предприятие в свою очередь имеет право использовать государственное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в объеме, определенном этим Договором, в соответствии с целями, определенными в преамбуле.
Договор является заключенным и вступает в законную силу с даты подписания его сторонами и скрепления печатями и действует до момента отчуждения имущества, указанного в п. 1.2 договора, из государственной собственности (пункт 7.1 договора).
В приложении в„– 1 к договору определен перечень имущества, находящегося на балансе Предприятия и предоставляемого ему на праве хозяйственного ведения. Указанное приложение подписано сторонами договора и скреплено печатями сторон.
Согласно Распоряжению Правительства Севастополя от 15.09.2014 в„– 200 "О включении объектов газотранспортной сети в реестр собственности города Севастополя" объекты газотранспортной сети согласно Приложению включены в Реестр собственности города Севастополя. Главному управлению имущественных и земельных отношений поручено внести соответствующую запись в Реестр собственности города Севастополя.
В соответствии с приложением к указанному распоряжению, утвержден перечень объектов газотранспортной сети города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2014 в„– 489 "Об установлении порядка внесения изменений в учредительные документы Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз", установлен порядок приведения в определенные сроки учредительных документов ПАО "Севастопольгаз" в соответствие с законодательством Российской Федерации, и в соответствии с которым город Севастополь в лице Правительства города Севастополя стал собственником доли уставного капитала и владельцем части именных акций ПАО "Севастопольгаз". Государственное казенное учреждение города Севастополя "Фонд государственного имущества" наделено полномочиями по управлению долей города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2014 в„– 490 "Об образовании Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастопольгаз" образовано Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севастопольгаз", за которым закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество города Севастополя и иные объекты системы газоснабжения, расположенные на территории города Севастополя, находящиеся в эксплуатации ПАО "Севастопольгаз" без оформления права собственности или пользования, согласно инвентаризационным данным. Согласно пункту 5 указанного постановления в целях обеспечения безаварийного и стабильного функционирования системы газоснабжения города Севастополя ГУП "Севастопольгаз" принять меры к заключению договоров аренды движимого и недвижимого имущества, необходимого для эксплуатации системы газоснабжения города.
Постановлением Правительства Севастополя от 17.12.2015 в„– 1221-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 17.11.2014 в„– 490 "Об образовании Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастопольгаз" пункт 4 постановления изложен в следующей редакции: "4. Закрепить за ГУП "Севастопольгаз" на праве хозяйственного ведения государственное имущество города Севастополя и иные объекты системы газоснабжения, расположенные на территории города Севастополя, находящиеся в эксплуатации ПАО "Севастопольгаз", согласно инвентаризационным данным".
Из информационной справки Государственного казенного учреждения города Севастополя "Фонд государственного имущества" от 18.12.2015 об объектах газотранспортной системы, используемых ПАО "Севастопольгаз", следует, что ПАО "Севастопольгаз" использует в своей деятельности объекты газотранспортной системы, являющиеся бывшей государственной собственностью Украины и бывшей коммунальной собственностью города Севастополя, а также объекты газоснабжения частной формы собственности на условиях договоров обслуживания (эксплуатации), и объекты, переданные в собственность ПАО "Севастопольгаз" при его приватизации. Протяженность газопроводов составляет 1446,77 км, из них: бывшая государственная собственность - 646,09 км, бывшая коммунальная собственность - 117,25 км, частная собственность - 683,43 км (ПАО "Севастопольгаз" осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание объектов газотранспортной системы). Приведена структура собственности указанных газотранспортных сетей, общей протяженностью 1446,77 км, эксплуатируемых ПАО "Севастопольгаз" (государственная (включая коммунальную), протяженность 763,34 км, доля 52% и частная, протяженность 683,43 км, доля 47,24%).
Количество объектов инженерной инфраструктуры системы газоснабжения, являющихся бывшей государственной собственностью составляет:
сооружения на газопроводах:
газорегуляторные пункты (ГРП) - 71 шт., шкафные регуляторные пункты (ШРП) - 143 шт., станции электрохимзащиты (ЭХЗ) - 55 шт.; прочие объекты: резервуары и групповые резервуарные установки - 30 единиц, сооружения и передающие устройства - 5 единиц, специализированные автотранспортные средства - 8 единиц, инструменты, приспособления, инвентарь - 33 единицы (включая приборы диагностики и обследования систем газоснабжения: трассоискатель "Спруг", толщиномер, приспособление для врезки под газом, одориметр, течеискатели, поисковые приборы).
Департамент письмом от 21.12.2015 в„– 7584 указал ПАО "Севастопольгаз" на необходимость в течение 2-х рабочих дней оформить акт приема-передачи между указанным Департаментом, ПАО "Севастопольгаз" и ГУП "Севастопольгаз" имущества, находящегося в реестре города Севастополя и находящегося на балансе ПАО "Севастопольгаз".
ПАО "Севастопольгаз", в ответ на указанное письмо, направило в адрес департамента письмо от 25.12.2015, в котором указало, что общество осуществляет поставку природного газа для всех категорий населения и предприятий разных форм собственности с 1954 года; согласно постановлению Правительства Российской Федерации в„– 870 от 29.10.2010 предприятие, которое осуществляет поставку природного газа, несет уголовную и административную ответственность за бесперебойное безаварийное газоснабжение всех категорий потребителей, и выполняет функции по предупреждению и локализации, а также ликвидации аварийных ситуаций, а поскольку ПАО "Севастопольгаз" осуществляет деятельность, которая связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности второго класса (сети газораспределения и сети газопотребления), то в случае оформления испрашиваемого Департаментом акта приема-передачи, в городе будет прекращено газоснабжение всех объектов жизнедеятельности.
Кроме того в ответе указано на то, что ПАО "Севастопольгаз" не было включено в состав инвентаризационной комиссии, а также не принимало участие в инвентаризации объектов газоснабжения, которые являются собственностью города Севастополя, согласно распоряжению Правительства города Севастополя от 25.09.2014 в„– 200, а поэтому общество просило внести ясность в данный вопрос и предоставить реестр объектов газотранспортной системы, которые находятся в собственности города Севастополя, для возможности составления актов. Также в письме указано, что ПАО "Севастопольгаз" не имеет правовых отношений с ГУП "Севастопольгаз" и считает нарушением использование адреса ПАО "Севастопольгаз" указанным ГУП "Севастопольгаз.
Истец, посчитав, что спорное имущество является собственностью города федерального значения Севастополя, на основании постановления Правительства Севастополя закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП "Севастопольгаз", а ответчик в свою очередь отказал истцу в передаче этого имущества, обратился в суд с иском об истребовании этого имущества из чужого незаконного владения в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам, что доказав право собственности города федерального значения Севастополя на спорное имущество, истец не доказал незаконность владения ответчиком этим имуществом.
Рассматривая спор по существу суды правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" дело рассмотрено по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с применением норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 в„– 308-ЭС14-1405).
В связи с тем, что нормы Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ не имеют обратного действия, то на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения. При этом нормы материального права украинского законодательства применяются с учетом отсутствия противоречий их нормам российского законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2014 в„– 308-ЭС14-1939).
При этом к правоотношениям, возникшим после 18.03.2014, применяются нормы законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения, то есть виндикация, является вещно-правовым способом защиты права собственности.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Соответственно, с помощью виндикационного иска может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре.
Таким образом, по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре объект недвижимости определенной площади, а также незаконность владения этим имуществом конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может. Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 в„– 4-КГ13-35.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
По смыслу названных положений, незаконный владелец - это лицо, владеющее вещью против воли собственника, в отличие от законного владельца, который владеет вещью по воле собственника.
Кроме того, законное владение, в отличие от незаконного, основано на том или ином праве на имущество. Как правило, законное владение имеет источник в действительном договоре с собственником, то есть осуществляется по воле собственника.
Из пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки.
Спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
Предъявление виндикационного иска стороне по договору, в том числе и по недействительному договору, гражданским правом не допускается (постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.2013 в„– 5257/13).
Исследовав представленные в материалы дела документы и правильно применив статьи 170, 326 Гражданского кодекса Украины, статьи 125, 212 ГК РФ, решение Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя", статью 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 в„– 46-ЗС "Об особенностях регулирования земельных и имущественных отношений на территории города Севастополя", распоряжение Правительства Севастополя в„– 200 от 15.09.2014 "О включении объектов газотранспортной сети в реестр собственности города Севастополя", суды пришли к правильным выводам, что спорное имущество, находящееся в пользовании ответчика, находилось в собственности государства Украина, поэтому собственником данного имущества является город федерального значения Севастополь. При этом, учитывая Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 в„– 521-ПП, после принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя возложены на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, который в силу статьи 125 ГК РФ является функциональным правопреемником по заключенным с ответчиком договорам ссуды и хозяйственного ведения.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Украины гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются: договоры и другие сделки.
Согласно Постановления Кабинета Министров Украины от 20.08.2012 в„– 770 "О некоторых вопросах использования государственного имущества для обеспечения распределения природного газа", государственное имущество, которое используется для обеспечения распределения природного газа, не подлежит приватизации, учитывается на балансе хозяйственных обществ по газоснабжению и газификации и не может быть отделено от их основного производства, используется указанными обществами на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 3 названного Постановления, Министерство энергетики и угольной промышленности должно заключить с хозяйственными обществами по газоснабжению и газификации, на балансе которых учитывается государственное имущество, которое используется для обеспечения распределения природного газа, не подлежит приватизации и не может быть отделено от их основного производства, договоры о предоставлении такого имущества на праве хозяйственного ведения согласно примерному договору, который утверждается указанным Министерством вместе с Фондом государственного имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 827 Гражданского кодекса Украины по договору ссуды одна сторона (ссудодатель) безвозмездно передает или обязуется передать второй стороне (пользователю) вещь для пользования на протяжении установленного срока.
Суды установили и материалы дела свидетельствуют, что Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета и ОАО "Севастопольгаз" 01.10.2007, 19.12.2008, 07.04.2009, 30.04.2009, 03.09.2010 и 06.10.2010 были заключены договоры ссуды сроком на 10 лет, по условиям которых ОАО "Севастопольгаз" (правопредшественник ПАО "Севастопольгаз") получило в пользование газотранспортные сети согласно приложениям к указанным договорам, с целью использования для обеспечения подачи газа в котельные и жилые дома; порядок изменения и расторжения указанных договоров определен в разделе 5 договоров. Министерством энергетики и угольной промышленности Украины и ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" 22.11.2012 заключен Договор в„– 31/23 о предоставлении на праве хозяйственного ведения государственного имущества, которое используется для обеспечения распределения природного газа, не подлежит приватизации, учитывается на балансе хозяйственного общества из газоснабжения и газификации и не может быть отделено от основного производства, в соответствии с которым предусмотрены определенные права и обязанности сторон, в частности права органа управления по контролю за государственным имуществом, обязанности предприятия по целевому использованию этого имущества, проведению улучшений (раздел 3 Договора), ответственность сторон (раздел 4 Договора), порядок расторжения Договора (пункт 7.3 Договора).
21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно статье 12 вышеуказанного Федерального конституционного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Пунктом 1 статьи 690 ГК РФ предусмотрено, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
В силу пункта 1 статьи 700 ГК РФ ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в возмездное пользование третьему лицу. При этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 700 ГК РФ в случае реорганизации или ликвидации юридического лица - ссудодателя права и обязанности ссудодателя по договору безвозмездного пользования переходят к наследнику (правопреемнику) или к другому лицу, к которому перешло право собственности на вещь или иное право, на основании которого вещь была передана в безвозмездное пользование.
В случае реорганизации юридического лица - ссудополучателя его права и обязанности по договору переходят к юридическому лицу, являющемуся его правопреемником, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, новый собственник предмета договора ссуды становится ссудодателем в договоре. Помимо случаев расторжения и отказа от договора (статьи 698, 699 ГК РФ), ликвидации ссудополучателя (статья 701 ГК РФ), договор прекращается по соглашению сторон в связи с истечением срока договора, в связи с гибелью вещи.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что на момент предъявления настоящего иска, между сторонами существовали отношения, вытекающие из договоров ссуды от 01.10.2007, от 19.12.2008, от 30.04.2009, от 07.04.2009, от 03.09.2010, от 06.10.2010 и договора от 22.11.2012 в„– 31/23, которые являются действующими, сторонами не расторгнуты, недействительными не признаны.
При этом суды верно указали, что издание новым собственником распорядительного акта о закреплении спорного имущества за ГУП "Севастопольгаз" на праве хозяйственного ведения, само по себе не прекратило право пользования ответчика - ПАО "Севастопольгаз" на спорное имущество, переданное ему по воле прежнего собственника на основании действующих договоров, и не может нарушать его право пользования спорным имуществом.
Следовательно, истец, доказав право собственности города федерального значения Севастополя на спорное имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками, не доказал незаконность владения ответчиком этим имуществом.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обоснованно установил и учел, что постановлением от 17.11.2014 в„– 489 "Об установлении порядка внесения изменений в учредительные документы Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" Правительство Севастополя руководствуясь Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 04.11.2014 в„– 15-ФКЗ "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 в„– 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 24.04.2014 в„– 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", в целях приведения учредительных документов ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" в соответствие с законодательством Российской Федерации, установило для ПАО "Севастопольгаз" порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы, являющийся основанием для внесения данных изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в целях приведения учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации путем принятия постоянно действующим исполнительным органом (Правление) указанного юридического лица решения о приведении учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также утверждения Регистратора ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" и условий договора с ним в срок до 28.11.2014.
Согласно пункту 2 и 4 названного постановления Правительства Севастополя, обществу для обращения с заявлением в уполномоченный орган о внесении соответствующих сведений ЕГРЮЛ и производства действий по приведению своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации установлен срок до 05.12.2014.
Собственником доли уставного капитала в размере 25% + 1 акция ПАО по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз", что составляет 460001 штуку простых именных акций, является город Севастополь в лице Правительства города Севастополя (пункт 4 данного постановления Правительства Севастополя).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ПАО "Севастопольгаз", следует, что сведения об указанном юридическом лице внесены 01.12.2014, присвоен ОГРН 1149204040336.
Из копии выписки из реестра владельцев именных ценных бумаг ПАО "Севастопольгаз" на 16.03.2016, представленной закрытым акционерным обществом Регистратор КРЦ, город Севастополь в лице Государственного казенного учреждения города Севастополя "Фонд государственного имущества" зарегистрирован в системе ведения реестра и имеет на своем лицевом счете акции в размере 460001 шт.
Следовательно, ответчик приобрел права и обязанности российских организаций, и личным законом данного общества является право Российской Федерации.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 05.06.2014 в„– 917-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" в отношении ПАО "Севастопольгаз" введено государственное регулирование деятельности в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя и общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам", под регистрационным в„– 92.2.1.
ПАО "Севастопольгаз" имеет свидетельство о регистрации А80-00020 в Государственном реестре опасных производственных объектов, выданное 22.10.2015 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 30.12.2014 в„– 0114.00-2014-9204019165-П-177, выданное Саморегулируемой организацией некоммерческое партнерство "Объединение проектировщиков "Топливно-энергетический комплекс", которым подтверждается право лица, которому оно выдано, выполнять работы по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные в приложении к настоящему свидетельству; свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 30.12.2014 в„– 0137.00-2014-9204019165-С-260, которым подтверждается допуск к работам, указанным в приложении к настоящему свидетельству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; страховой полис АО "Страховое общество газовой промышленности" от 27.08.2015 серии 111 в„– 0100209664 о страховании ПАО "Севастопольгаз" опасного объекта - сети газоснабжения города Севастополя.
Таким образом, ПАО "Севастопольгаз" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, получены соответствующие разрешительные документы для осуществления деятельности в сфере газоснабжения, одним из акционеров общества является город Севастополь в лице ГКУ города Севастополя "Фонд государственного имущества".
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что истец и ответчик связаны договорными обязательствами и спорное имущество находится у ответчика на законных основаниях, по воле собственника и истец не вправе истребовать имущество из владения ответчика путем предъявления виндикационного иска, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требования истца.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений Арбитражным судом города Севастополя и Двадцать первым арбитражным апелляционным судом норм процессуального права, являющихся согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 04.04.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 по делу в„– А84-178/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.БУТЧЕНКО

Судьи
И.В.СОРОКИНА
М.М.НАРУСОВ


------------------------------------------------------------------