Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2016 N Ф10-3158/2016 по делу N А23-7609/2015
Требование: О взыскании убытков с РФ в лице уполномоченного органа.
Обстоятельства: Определением суда общей юрисдикции удовлетворено заявление муниципального образования об изменении способа и порядка исполнения решения судебного решения в части возложения на обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение гражданину по договору социального найма в границах населенного пункта. Муниципальное образование ссылается на отсутствие свободных жилых помещений, находящихся в муниципальном жилом фонде, а также на отсутствие денежных средств, необходимых для исполнения решения суда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку жилое помещение на момент признания его непригодным для жилья не относилось к жилищному фонду РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. в„– Ф10-3158/2016

Дело в„– А23-7609/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Толкачевой И.Ю., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от истца: Денисова И.Н. (дов. в„– 1 от 11.01.2016),
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации сельского поселения "Деревня Шумятино" на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А23-7609/2015

установил:

Администрация муниципального образования сельского поселения "Деревня Шумятино" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Российская Федерация в лице Минфина РФ) о взыскании 2 194 976 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Калужская область в лице Министерства финансов Калужской области и Лебедева Дарья Леонидовна.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2016 (судья Сафонова И.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Тимашкова Е.Н., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) решение Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2016 оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, Администрация сельского поселения "Деревня Шумятино" обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 отменить.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал ее доводы по изложенным мотивам.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства в картотеке арбитражных дел на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации". Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Калужской областью в лице Министерства финансов Калужской области заявлены письменные ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 12.02.2014 по делу в„– 2-202/2014 семья Лебедевых была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет после 01.01.2005 (в 2013 году). На Администрацию муниципального образования сельского поселения "Деревня Шумятино" Малоярославецкого района Калужской области возложена обязанность по предоставлению Лебедевой Д.Л., Лебедевой Т.Л., Лебедеву С.Л., Лебедеву Г.Л. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 56 кв. м по договору социального найма в границах населенного пункта муниципального образования сельского поселения "Деревня Шумятино" Малоярославецкого района Калужской области.
Определением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 23.07.2015 удовлетворено заявление муниципального образования сельского поселения "Деревня Шумятино" Малоярославецкого района Калужской области об изменении способа и порядка исполнения решения Малоярославецкого районного суда от 12.02.2014 в части возложения на Администрацию обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение семье Лебедевых по договору социального найма в границах населенного пункта одного из следующих муниципальных образований: сельское поселение "Деревня Шумятино", сельское поселение "Поселок Детчино", городское поселение "Город Малоярославец" в срок до 31.12.2015.
Ссылаясь на отсутствие свободных жилых помещений, находящихся в муниципальном жилом фонде, а также на отсутствие денежных средств в размере 2 194 976 руб., необходимых для исполнения вышеуказанного решения суда (для приобретения благоустроенного жилого помещения с последующим предоставлением его на условиях социального найма семье Лебедевых), Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 12 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона в„– 131-ФЗ для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 19 Федерального закона в„– 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно части 1 статьи 14, пункту 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 в„– 1563-О-О).
Частью 2 статьи 49, частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда по решению органа местного самоуправления.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения действующим законодательством предусмотрено, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона в„– 131-ФЗ).
Исходя из системного анализа указанных положений статей 12, 40, 130, 132 Конституции Российской Федерации, статей 2, 14, 16, 50 Федерального закона в„– 131-ФЗ, статей 14, 19, 49, 51, 57 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также иные источники финансирования соответствующих мероприятий действующим законодательством не установлены (письмо Министерства финансов РФ от 06.10.2014 в„– 08-04-06/3400).
При этом в материалах дела отсутствуют документальные доказательства, свидетельствующие, что обязанность по предоставлению жилья на территории сельского поселения лицам, отнесенным к категории нуждающихся в нем, была возложена на Администрацию сельского поселения "Деревня Шумятино" в качестве отдельного государственного полномочия, передаваемого для его осуществления органом местного самоуправления, на основании специального федерального закона или закона субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным статьей 19 Федерального закона в„– 131-ФЗ.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, учитывая, что жилое помещение, в связи с непригодностью которого на администрацию была возложена обязанность по предоставлению соответствующего жилья нуждающимся в нем гражданам, на момент признания его таковым не относилось к жилищному фонду Российской Федерации; а решение о признании этого жилого помещения непригодным для проживания принято непосредственно Администрацией сельского поселения, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для признания расходов, связанных с предоставлением в будущем жилого помещения Лебедевой Д.Л. и ее несовершеннолетним детям, убытками истца, понесенными в результате противоправных действий (бездействия) ответчика, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения является в данном случае предметом собственной компетенции органов местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятых судебных актах, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых решения и постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 11.03.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу в„– А23-7609/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА

Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА


------------------------------------------------------------------