Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.09.2016 N Ф10-3111/2015 по делу N А54-5918/2014
Требование: О признании недействительным и отмене предписания контролирующего органа об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и объектов недвижимости.
Обстоятельства: По результатам камеральной проверки указанной документации контролирующий орган пришел к выводу о представлении застройщиком недостоверной информации в части количества заключенных застройщиком договоров участия в долевом строительстве за отчетный период.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку контролирующим органом был нарушен порядок проведения проверки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Рязанской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. в„– Ф10-3111/2015

Дело в„– А54-5918/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 20.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессонова Е.В., Степиной Л.В.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Имтер" (ул. Ленина, д. 27, г. Рязань, 390000, ИНН 6234021857, ОГРН 1056204103680) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства строительного комплекса Рязанской области (ул. Полонского, д. 1/54, г. Рязань, 390000, ИНН 6227006368, ОГРН 1036214000096) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имтер" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Токарева М.В.) по делу в„– А54-5918/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Имтер" (далее - ООО "Имтер", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Рязанской области (далее - Министерство) о признании недействительным и отмене предписания от 22.08.2014 в„– 26-2014 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области долевого строительства многоквартирных домов и (иных) объектов недвижимости.
Решением арбитражного суда от 19.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 и решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.03.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
По результатам повторного рассмотрения настоящего дела решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.12.2015 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Имтер", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решение суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Имтер" (застройщик) осуществляет строительство многоквартирных домов в Рязанском районе в д. Дядьково с привлечением денежных средств граждан.
В соответствии с требованиями действующего законодательства 30.07.2014 ООО "Имтер" представило в Министерство строительного комплекса Рязанской области ежеквартальную отчетную документацию об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
По результатам камеральной проверки указанной документации контролирующий орган пришел к выводу о представлении застройщиком недостоверной информации в части количества заключенных застройщиком договоров участия в долевом строительстве за отчетный период.
Для устранения выявленного нарушения в адрес ООО "Имтер" направлено соответствующее предписание от 22.08.2014 в„– 26-2014.
Не согласившись с указанным актом Министерства строительного комплекса Рязанской области, общество обжаловало его в судебном порядке.
Признавая недействительным оспариваемое предписание, арбитражный суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
К отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно положениям Закона в„– 294-ФЗ государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с частью 11 статьи 23 Закона в„– 214-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, проведя камеральную проверку ежеквартальной отчетной документации, представленной ООО "Имтер", и установив недостоверность сведений в данной документации, Министерство строительного комплекса Рязанской области мер к проведению внеплановой проверки не приняло и предписание в адрес общества направило по результатам камеральной проверки.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении контролирующим органом порядка проведения проверки юридического лица, установленного нормами Закона в„– 294-ФЗ, по основаниям, предусмотренным нормами Закона в„– 214-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона в„– 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Как указано выше, оспариваемое предписание контролирующим органом вынесено по результатам камеральной проверки представленной обществом ежеквартальной отчетной документации.
При этом процедура проведения данной проверки, установленная нормами Закона в„– 294-ФЗ, контролирующим органом не соблюдалась.
Допущенные Министерством нарушения процедуры проведения проверки содержат признаки грубого нарушения, а поэтому в силу требований статьи 20 Закона в„– 294-ФЗ результаты данной проверки не могут являться доказательством нарушения ООО "Имтер" требований Закона в„– 214-ФЗ.
Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, выводы контролирующего органа об обстоятельствах допущенного нарушения закона, изложенные в акте камеральной проверки и в оспариваемом предписании, также содержат недостоверные сведения.
Результаты проверки, содержащие недостоверные выводы проверяющих, также не могут служить основанием для принятия государственным органом соответствующих актов реагирования.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания по мотивам нарушения Министерством строительного комплекса Рязанской области процедуры проведения проверки ООО "Имтер", а также недостоверности сведений, изложенных проверяющими в акте камеральной проверки.
Последующее проведение контролирующим органом плановой проверки ООО "Имтер", предметом которой являлась, в том числе спорная ежеквартальная отчетность общества, правового значения по настоящему спору не имеет, так как предписание от 22.08.2014 в„– 26-2014 выносилось по результатам камеральной проверки от 20.08.2014.
С учетом вышеизложенного, выводы арбитражного суда апелляционной инстанции, указанные в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия признает ошибочными.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 по делу в„– А54-5918/2014 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Рязанской области от 22.12.2015 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА


------------------------------------------------------------------