Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2016 N Ф10-1610/2016 по делу N А62-4538/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на выявление и ликвидацию источника загрязнения воздуха в принадлежащем обществу на праве собственности нежилом помещении.
Обстоятельства: Общество ссылается на бездействие Управления Роспотребнадзора, связанное с непринятием мер по ликвидации источника загрязнения воздуха.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку Управление Роспотребнадзора не является органом, уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор или муниципальный контроль в отношении жилых помещений, занимаемых гражданами.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. в„– Ф10-1610/2016

Дело в„– А62-4538/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016
Полный текст постановления изготовлен 29.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Принт - Экспресс" (пр-т Гагарина, д. 21, к. 33, г. Смоленск, 214018, ИНН 6729015655, ОГРН 1026701448355) - Вислогузова А.К. - представитель (доверенность от 18.01.2016);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (ул. Тенишевой, д. 26, г. Смоленск, 214018, ИНН 6731049404, ОГРН 1056758325238) - Сафьиной Т.А. - представитель (доверенность в„– 0737 от 11.01.2016)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Принт - Экспресс" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.09.2015 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А62-4538/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Принт - Экспресс" (далее - ООО "Принт - Экспресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Смоленской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на выявление и ликвидацию источника загрязнения воздуха в принадлежащем обществу на праве собственности нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 1.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.09.2015 в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ООО "Принт - Экспресс" просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 02.12.2009 ООО "Принт - Экспресс" приобрело в собственность нежилое помещение, расположенное в жилом доме по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 1, в котором осуществляло предпринимательскую деятельность.
После приобретения указанного объекта в собственность было установлено, что в нежилом помещении присутствует запах аммиака.
Посчитав, что причиной указанного запаха являются действия собственника смежного жилого помещения - квартиры в„– 64, связанные с бесконтрольным содержанием домашних животных, общество обратилось к мировому судье судебного участка в„– 6 города Смоленска с иском о понуждении собственника данной квартиры содержать свое жилое помещение в надлежащем состоянии.
В рамках рассмотрения указанного гражданского дела судом была назначена судебная экспертиза, по итогам проведения которой установлено кратное превышение допустимого предела загрязняющего вещества (аммиака) в воздухе принадлежащего обществу нежилого помещения, а также отсутствие источника загрязнения в указанном нежилом помещении.
Решением мирового судьи судебного участка в„– 6 г. Смоленска от 22.07.2013, вступившим в законную силу, обществу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужило отсутствие объективных допустимых доказательств того, что нарушение санитарно-гигиенических, эпидемиологических норм в помещении по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 1 произошло вследствие нарушения собственницей квартиры в„– 64 правил пользования жилым помещением.
В связи с изложенными обстоятельствами 29.04.2014 общество обратилось в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области с заявлением об осуществлении выездной проверки по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 1, кв. 64 для замеров в указанном жилом помещении уровня аммиака в воздухе.
В ответ на указанное обращение (исх. 07-5392 от 06.05.2014) Управление разъяснило заявителю, что без согласия собственника жилого помещения должностные лица органов Роспотребнадзора не вправе осуществлять вышеуказанные мероприятия. При этом обществу было рекомендовано обеспечить доступ в данное жилое помещение в судебном порядке.
08.07.2014 ООО "Принт - Экспресс" повторно направило в адрес Управления заявление с просьбой принять меры, направленные на приведение в соответствие уровня аммиака в воздухе нежилого помещения, принадлежащего обществу, и устранить источник загрязнения воздуха. В рамках рассмотрения данного заявления с целью проведения замеров органом надзора в адрес общества и собственницы квартиры в„– 64 были направлены письма о согласовании времени и даты отбора проб.
Отбор проб воздуха в помещении, принадлежащем ООО "Принт - Экспресс", был осуществлен 25.08.2014.
При этом отбор проб воздуха в квартире в„– 64 произведен не был в связи с отсутствием у должностных лиц доступа в данное помещение.
По результатам исследования проб воздуха, отобранных в помещении, принадлежащем обществу, установлено, что содержание формальдегида превышает предельно допустимые концентрации в среднем в 2 раза; содержание аммиака превышает предельно допустимые концентрации в среднем в 3 раза.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Принт - Экспресс" в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, связанного с непринятием мер к ликвидации источника загрязнения воздуха в помещении, принадлежащем обществу.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.04.2015 по делу в„– А62-872/2015, вступившим в законную силу, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование принятия указанного судебного акта суд сослался на то, что обязанность по ликвидации источника загрязнения воздуха в нежилом помещении у Управления Роспотребнадзора по Смоленской области отсутствует, поскольку данная обязанность возлагается на собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В силу изложенного Общество 16.03.2015 повторно обратилось в Управление с требованием установить источник загрязнения воздуха в принадлежащем юридическому лицу нежилом помещении.
В рамках рассмотрения указанного обращения Управлением проведены осмотры принадлежащего обществу нежилого помещения, подъезда, подвального помещения многоквартирного жилого дома в„– 1 по ул. Кирова и отобраны в указанных местах пробы воздуха. Собственники квартир в„– 64 и в„– 67 от осмотра и отбора проб в их жилых помещениях отказались, доступ в квартиры не обеспечили.
По результатам исследования отобранных образцов проб источник загрязнения воздуха установлен не был.
В связи с невыявлением Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области источника загрязнения воздуха и непринятием мер к его ликвидации, ООО "Принт - Экспресс" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании неправомерного бездействия органа государственного надзора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 11 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 в„– 476 (далее - Положение), к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения федеральных законов "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О радиационной безопасности населения".
В пункте 12 Положения указано, что предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно требованиям статьи 50 Закона в„– 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе, получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий; проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы; проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам; составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, определены пунктом 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 322 (далее - Положение в„– 322).
Согласно пункту 6 Положения в„– 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности (подпункт 6.1); давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (подпункт 6.2); запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам (подпункт 6.3); привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов (подпункт 6.4); пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности (подпункт 6.5); осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (подпункт 6.6); создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности (подпункт 6.7); разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды (подпункт 6.8).
Полномочия территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации определены Типовым положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2006 в„– 308.
Согласно пункту 8.2 названного Типового положения в пределах своей компетенции управление осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Закона в„– 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в частности, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры; информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Согласно статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
При этом под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (части 1, 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 293 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
В соответствии со статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений. Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
Как следует из материалов дела, оспариваемое бездействие Управления выразилось, по мнению заявителя, в непринятии мер к выявлению и ликвидации источника загрязнения воздуха, который, как считает заявитель, находится в квартире в„– 64 дома в„– 1 по улице Кирова города Смоленска.
Отсутствие доступа в указанное жилое помещение послужило для Управления препятствием для обследования данного помещения.
При таких обстоятельствах спора суд обоснованно пришел к выводу о том, что для целей проверки занимаемых гражданами жилых помещений должны применяться нормы жилищного законодательства, определяющие порядок проведения государственного жилищного надзора и муниципального контроля.
При этом уполномоченным на осуществление жилищного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является в данном случае Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", а органом, уполномоченным на проведение муниципального контроля, - соответствующее подразделение (управление, отдел) администрации города Смоленска.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что Управление Роспотребнадзора по Смоленской области не является органом, уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор или муниципальный контроль в отношении жилых помещений, занимаемых гражданами.
Проверка занимаемого жилого помещения, в том числе для целей установления источника загрязнения воздуха, Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области могла быть проведена только с согласия владельца данного помещения.
Как следует из материалов дела, согласия на получение проб воздуха в помещениях квартиры в„– 64 дома в„– 1 по улице Кирова города Смоленска от собственника получено не было.
При таких обстоятельствах спора арбитражным судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований ООО "Принт - Экспресс".
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.09.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 по делу в„– А62-4538/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Принт - Экспресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------