Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2016 N Ф10-1903/2016 по делу N А68-7975/2015
Требование: О признании недействительными предписаний уполномоченного органа.
Обстоятельства: При проверке качества электроэнергии, передаваемой заявителем потребителям с использованием принадлежащих ему электрических сетей, было установлено несоответствие электроэнергии требованиям ГОСТа. Уполномоченный орган обязал общество устранить выявленные нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт подачи электрической энергии ненадлежащего качества доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тульской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. в„– Ф10-1903/2016

Дело в„– А68-7975/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016
Полный текст постановления изготовлен 29.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
При участии в заседании:
от акционерного общества "Алексинская электросетевая компания" (ул. Тургенева, д. 34, г. Алексин, Тульская область, 301361, ИНН 7111026984, ОГРН 1057102380345) - Козлова В.С. - представитель (доверенность от 04.08.2015, сроком на один год) и Землевской Т.В. - представитель (доверенность от 04.08.2015, сроком на один год);
от Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Нахимовский проспект, д. 31, г. Москва, 117418) территориального отдела (инспекции) по Тульской области (ул. Болдина, д. 91, оф. 310, г. Тула, 300028) - Савенковой О.М. - представитель (доверенность в„– 57 от 23.10.2015, сроком на один год)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Алексинская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.11.2015 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А68-7975/2015,

установил:

акционерное общество "Алексинская электросетевая компания" (далее - АО "Алексинская электросетевая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЦМТУ Росстандарта) о признании недействительными предписаний от 23.07.2015 в„– 1021с-1-1, от 23.07.2015 в„– 1021с-2-1, от 23.07.2015 в„– 1021с-6-1.
Решением арбитражного суда от 26.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, АО "Алексинская электросетевая компания" просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судом, на основании приказа ЦМТУ Росстандарта от 13.05.2015 в„– 1021 проведена плановая выездная проверка АО "Алексинская электросетевая компания" на предмет соблюдения обществом требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ).
В качестве экспертной организации к участию в проверке было привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Московской области" (далее - ФБУ "ЦСМ Московской области").
По результатам проверки составлены соответствующие акты, из которых следует, что АО "Алексинская электросетевая компания", являясь территориальной сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании заключенного договора с ОАО энергетики и электрификации "Тулэнерго" (правопредшественник ОАО "Тульская сбытовая компания").
При проверке качества электроэнергии передаваемой АО "Алексинская электросетевая компания" потребителям с использованием принадлежащих обществу электрических сетей было установлено ее несоответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", а именно, превышение верхнего допустимого предела отклонения напряжения 10,5% (243, В), в том числе по фазе "В" отклонение напряжения составило 10,53% (243,16 В) в течение 0,1% (10 минут) от времени измерений (10 080 минут), по фазе "С" отклонение напряжения составило 11,13% (244,49 В) в течение 2,08% (209,66 минут).
Кроме того, в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 в„– 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" общество осуществляло передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности на ТП-40, ТП-144, ТП-91 без сертификата соответствия на эту электрическую энергию.
В целях устранения выявленных нарушений в адрес заявителя были направлены соответствующие предписания в„– 1021с-1-1 от 23.07.2015, в„– 1021с-2-1 от 23.07.2015, в„– 1021с-6-1 от 23.07.2015.
Не согласившись с указанными предписаниями, АО "Алексинская электросетевая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации понимается, в частности, состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.
Пунктом 3 статьи 46 Закона в„– 184-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 в„– 982 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В соответствии с указанным перечнем электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц подлежит обязательной сертификации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на передаваемую АО "Алексинская электросетевая компания" электрическую энергию с использованием электрических сетей, принадлежащих обществу, сертификат соответствия отсутствовал.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон в„– 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона в„– 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Частью 1 статьи 38 Закона в„– 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 в„– 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013), которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление в„– 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (пункт 120 Постановления в„– 442).
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861 (далее - Правила в„– 861) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 15 "а" Правил в„– 861 при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Учитывая изложенные требования действующего законодательства, а также особенности характеристик электроэнергии как продукции, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что АО "Алексинская электросетевая компания", являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче потребителям электрической энергии, относится к субъектам, на которых возлагается обязанность по обеспечению качества электроэнергии.
Факт подачи АО "Алексинская электросетевая компания" электрической энергии потребителям (физическим лицам) ненадлежащего качества судебная коллегия считает доказанным в связи со следующим.
Положения ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" устанавливают обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяют свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Согласно пункту 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети.
В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В и 380 В.
Для указанных выше показателей качества электрической энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точках передачи электрической энергии.
Как следует из материалов дела, в период с 03.06.2015 по 10.06.2015 для проверки качества электрической энергии, поставляемой жильцам домов по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Ушинского (вся), ул. Энергетиков (дома в„– 1, в„– 2, в„– 3), отобраны образцы электрической энергии и проведены испытания в районе дома в„– 3 по ул. Карла Маркса г. Алексина Тульской области на ТП-40, РУ-0,4 кВ, Ф.4, кабельные наконечники.
Отбор образцов и испытания проводились с применением прибора Энерготестер-ПКЭ-А-А3, имеющего сертификат об утверждении типа средств измерений и предназначенного для измерений показателей качества электрической энергии, с учетом требований ГОСТ 32144-2013. Энерготестер-ПКЭ-А-А3 устанавливался в присутствии главного инженера АО "Алексинская электросетевая компания" Суханова А.С.
При проведении контроля качества электрической энергии привлеченным специалистом использовались расчеты потерь напряжения, представленные представителями общества.
Испытания проводились испытательной лабораторий Коломенского филиала ФБУ "ЦСМ Московской области".
По результатам испытаний составлено экспертное заключение от 29.06.2015 в„– 20.
Согласно экспертному заключению электрическая энергия, поставляемая обществом потребителям: жилые дома по ул. Ушинского (все дома) и дома в„– 1, в„– 2 и в„– 3 по ул. Энергетиков, не соответствует требованиям ГОСТа 32144-2013 по положительным отклонениям медленных изменений напряжения.
Как следует из материалов дела, процедура проверки качества передаваемой потребителям электроэнергии осуществлялась контролирующим органом в порядке, предусмотренном вышеперечисленными нормативными правовыми актами.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
При таких обстоятельствах спора судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 26.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А68-7975/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Акционерного общества "Алексинская электросетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------