Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2016 N Ф10-2339/2016 по делу N А48-3929/2015
Требование: О взыскании средств гранта, предоставленного ответчику на развитие семейной животноводческой фермы.
Обстоятельства: По результатам проведенной проверки, предусмотренного плана по проекту выявлен факт продажи имущества , приобретенного за счет средств грант в нарушение требований соглашения, отчеты о целевом расходовании средств гранта на последнюю отчетную дату отсутствуют.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нецелевого характера использования ответчиком денежных средств, полученных в качестве гранта для реализации проекта на создание молочной фермы, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Орловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2016 г. в„– Ф10-2339/2016

Дело в„– А48-3929/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Толкачевой И.Ю., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
от истца: Морозовой Ю.А. (дов. в„– 81/1453 от 23.05.2016)
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИП Главы КФХ Нгоян Р.П. на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А48-3929/2015,

установил:

субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, ОГРН 1065753011477, ИНН 5753039990, (далее - Департамент сельского хозяйства Орловской области) обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Нгоян Рузанне Пайлаковне, ОГРН 312574804400040, ИНН 575208964690, (далее - ИП Глава КФХ Нгоян Р.П.) о взыскании 1 500 000 руб. средств гранта, предоставленного ответчику на развитие семейной животноводческой фермы.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.10.2015 (судья Родина Г.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 (судьи Алферова Е.Е., Кораблева Г.Н., Письменный С.И.) принятое решение отменено. Иск удовлетворен в полном объеме. С ИП Главы КФХ Нгоян Р.П. в пользу Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области взыскано 1 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением апелляционного суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, ИП Глава КФХ Нгоян Р.П. обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 отменить, оставив в силе решение Арбитражного суда Орловской области от 21.10.2015.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента сельского хозяйства Орловской области доводы кассационной жалобы отклонил, считая оспариваемое апелляционное постановление законным и обоснованным.
Представители ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Центрального округа", открытом для публичного просмотра, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ИП Главы КФХ Нгоян Р.П. в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.08.2012 по результатам конкурсной комиссии по отбору участников программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области ИП (Глава К(Ф)Х) Нгоян Р.П. была признана участником долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012 - 2015 годы" с проектом "Молочная ферма" на 150 голов коров".
06.09.2012 между Департаментом сельского хозяйства Орловской области (орган исполнительной власти) и ИП (Глава КФХ) Нгоян Р.П. (участник Программы) заключено соглашение в„– 7 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с которым участнику был предоставлен грант в размере 1 500 000 руб. на развитие животноводческой молочной фермы на 150 голов коров.
Денежные средства в размере 1 500 000 руб. были перечислены истцом 13.09.2012 на расчетный счет ответчика, что им не оспаривается.
В соответствии с договором купли-продажи от 26.09.2012 ИП (Глава КФХ) Нгоян Р.П. приобрела у ТНВ "Суровцев и К" 51 голов коров на сумму 1 519 560 руб., из которых 1 367 604 руб. составили средства гранта и 151 906 руб. - собственные средства ответчика.
Согласно расписке от 11.09.2013 ИП Глава КФХ Нгоян Р.П. приобрела у Карлова Ю.Н. стельных телок в возрасте 1,5 года в количестве 6 голов и 1 корову в возрасте 2 лет на общую сумму 150 000 руб., из которых 132 396 руб. - остаток денежных средств гранта и 17 604 руб. - собственные средства.
Расходование средств гранта осуществлено ИП Главой КФХ Нгоян Р.П. в течение 12 месяцев со дня поступления средств на ее расчетный счет согласно плану расходов, имеющемуся в деле.
По результатам проведенной в 2014 году Департаментом сельского хозяйства Орловской области комиссионной проверки деятельности начинающих фермерских хозяйств - участников программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы" установлено несоответствие фактического количества поголовья в КФХ Нгоян Р.П. предусмотренному плану по проекту, выявлен факт продажи имущества (коров), приобретенного за счет средств гранта в нарушение требований п. 2.2.6 соглашения от 06.09.2012, отчеты о целевом расходовании средств гранта на последнюю отчетную дату (01.04.2015) отсутствуют.
Ссылаясь на неустранение ответчиком выявленных нарушений в добровольном порядке, субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенные получателем гранта нарушения его использования являются несущественными.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
Постановлениями Правительства Орловской области от 07.09.2011 в„– 301, от 25.06.2012 в„– 206 утверждены долгосрочная целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012 - 2015 годы" и Порядок финансирования мероприятий указанной долгосрочной областной целевой программы.
Пунктом 15 Порядка финансирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012 - 2015 годы", установлено, что грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяется исключительно в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Орловской области крестьянского (фермерского) хозяйства.
В рамках реализации мероприятий целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012 - 2015 годы" истцом заключено соглашение от 06.09.2012 в„– 7 с ИП Главой КФХ Нгоян Р.П. о предоставлении гранта на создание и развитие животноводческой фермы на 150 голов коров.
Пунктами 2.2.1, 2.2.3 соглашения в„– 7 предусмотрены обязанности ответчика, как получателя денежных средств гранта, реализовать план по созданию и развитию фермерского хозяйства "Молочная ферма на 150 голов коров" в соответствии с этапами и в сроки, установленные бизнес-планом; использовать грант по целевому назначению в течение 12 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет участника программы.
Согласно п. 2.2.6 соглашения ответчик также обязался не продавать, не дарить, не передавать в аренду, пользование другим лицам, не обменивать, не вносить в виде пая, вклада, не отчуждать иным способом в соответствии с законодательством РФ имущество, приобретенное за счет средств гранта, в течение 10 лет со дня получения денежных средств.
В соответствии с п. 2.2.10 соглашения ИП Глава КФХ Нгоян Р.П. обязалась ежеквартально в течение 5-ти лет представлять в Департамент сельского хозяйства Орловской области отчет о расходовании средств гранта, о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Планом расходов на реализацию бизнес-плана участника долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012 - 2015 годы" по направлению "Поддержка начинающих фермеров" предусмотрено, что ИП Глава КФХ Нгоян Р.П. направляет 1 710 000 руб., в том числе 1 500 000 руб. средств гранта, и 210 000 руб. собственных средств на приобретение коров в количестве 38 голов.
Однако из материалов дела усматривается, что молочная ферма на 150 голов коров ИП Главой КФХ Нгоян Р.П. в соответствии с бизнес-планом не создана.
Поголовье коров у ИП Главы КФХ Нгоян Р.П. отсутствовало в период с апреля 2015 года и до настоящего времени, что подтверждается документальными доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе: актами осмотра крестьянского (фермерского) хозяйства от 09.04.2015, от 12.01.2016, от 15.02.2016; информацией по результатам проверки Департаментом сельского хозяйства Орловской области крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Главы КФХ Нгоян Р.П. от 28.09.2015; отчетом ответчика по животноводству от 01.01.2016.
В ходе осуществления ИП Нгоян Р.П. фермерской деятельности при участии представителей Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Хотынецкого района Орловской области были составлены акты на выбраковку животных из основного стада фермерского хозяйства ответчика в количестве 49 голов (акт осмотра от 08.09.2014, протоколы от 04.08.2014, от 18.07.2013). Выбракованные коровы отправлены на забой.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ в их совокупности, арбитражный апелляционный суд, пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком условий соглашения в„– 7 на предоставление средств гранта, выразившимся в невыполнении календарного плана реализации бизнес-проекта по созданию молочной фермы на 150 голов; отсутствии численности коров, заявленной ИП Нгоян Р.П. в документах, представленных ответчиком при решении вопроса о получении спорных денежных средств гранта; а также реализации ответчиком части поголовья коров несмотря на императивно установленный в п. 2.2.6 запрет на продажу имущества, полученного по гранту, в течение 10 лет со дня его получения.
Ссылка заявителя жалобы на совершение ответчиком действий, направленных на восстановление поголовья скота, в том числе путем заключения ИП Нгоян Р.П. и Расоян Н.А. договора от 06.10.2015 купли-продажи крупного рогатого скота в количестве 84 голов, правильно отклонена апелляционным судом, поскольку заключение данного договора не свидетельствует о выполнении ответчиком условий соглашения о получении гранта на создание и развитие животноводческой фермы в соответствии с утвержденным календарным планом.
При этом надлежащие документальные доказательства, подтверждающие фактическую передачу ответчику коров в указанном количестве во исполнение договора от 06.10.2015, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представлены.
Кроме того, из представленных в материалы дела письменных пояснений Департамента сельского хозяйства Орловской области следует, что крестьянское хозяйство Расояна Н.А. не располагало на момент заключения указанного договора численностью коров, подлежащей передаче ответчику.
Установив нецелевой характер использования ответчиком денежных средств, полученных в качестве гранта для реализации проекта на создание молочной фермы на 150 голов коров, апелляционный суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании спорной суммы гранта с заявителя.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного апелляционного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 по делу в„– А48-3929/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА

Судьи
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
И.И.КОЗЕЛКИН


------------------------------------------------------------------