Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.06.2016 N Ф10-2040/2016 по делу N А35-4658/2015
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием обществу предложено произвести перерасчет размера платы за отопление многоквартирного дома в соответствии с пунктом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, по среднемесячному потреблению. Общество считает выданное предписание недействительным.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку расчет платы тепловой энергии, использованной на отопление дома, признан правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. в„– Ф10-2040/2016

Дело в„– А35-4658/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.2016
Полный текст постановления изготовлен 30.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (ул. Нижняя Набережная, д. 9, г. Курск, 305000, ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756) - Прудникова Р.Ю. - представитель (доверенность в„– 21 от 01.01.2016) и Агарковой М.В. - представитель (доверенность в„– 2 от 01.01.2016);
от Государственной жилищной инспекции Курской области (Красная площадь, д. 6, г. Курск, 305000, ИНН 4629038140, ОГРН 1024600957974) - Леоновой Е.В. - представитель (доверенность в„– 07.305-25/8 от 11.01.2016) и Клеменко О.В. - представитель (доверенность в„– 07.305-25/1 от 11.01.2016);
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сеймского округа" (ул. Обоянская, д. 15, г. Курск, 305018, ИНН 4632185466, ОГРН 1134632015649) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2016 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу в„– А35-4658/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (далее - ООО "Курская теплосетевая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Инспекция) о признании недействительным предписания от 13.04.2015 в„– 1890.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сеймского округа" (далее - ООО "УК Сеймского округа").
Решением арбитражного суда от 08.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Инспекция просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 23 июня 2016 года до 15 часов 30 минут.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию поступило обращение Гавриловой А.М., проживающей по адресу: Курск, ул. Черняховского, д. 29, кв. 165, по вопросу о порядке начисления платы за отопление.
Распоряжением от 07.04.2015 в„– 1890 было принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Курская теплосетевая компания" с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки было установлено, что ООО "Курская теплосетевая компания", являясь ресурсоснабжающей организацией, поставляло тепловую энергию для отопления многоквартирного жилого дома по улице Черняховского, 29 в гор. Курске.
Объем поставляемой тепловой энергии определялся общедомовым прибором учета.
В марте 2015 года ООО "Курская теплосетевая компания" были выявлены нарушения в работе общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление, установленного в указанном доме, в период январь - февраль 2015 года.
В связи с изложенными обстоятельствами ООО "Курская теплосетевая компания" произвело перерасчет платы за указанный период исходя из установленного Приказом комитета ЖКХ и ТЭК Курской области в„– 62 от 20.08.2015 (с последующими изменениями) норматива потребления и суммарной площади квартир.
Признав действия ООО "Курская теплосетевая компания" в этой части неправомерными, Государственной жилищной инспекцией Курской области было выдано предписание от 13.04.2015 в„– 1890, которым обществу предложено произвести перерасчет размера платы за отопление многоквартирного дома по адресу: г. Курск, ул. Черняховского, д. 29 за январь и февраль 2015 года в соответствии с п.п. "г" п. 31 Приложения в„– 2 формулы в„– 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354, по среднемесячному потреблению.
Посчитав выданное предписание недействительным, ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что ООО "Курская теплосетевая компания" расчет платы тепловой энергии, использованной на отопление жилого дома 29 по улице Черняховского в городе Курске в январе - феврале 2015 года, произвело в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Изложенные выводы суда послужили основанием для признания недействительным оспариваемого предписания, которым на общество возлагалась обязанность по перерасчету платы за данный период с применением среднемесячных показателей объема потребляемой тепловой энергии.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в этой части судебная коллегия считает ошибочными, однако данные выводы не повлекли за собой принятия неправосудных судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок заключения управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающей организацией также определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 в„– 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила в„– 124)
Согласно пункту 27 Правил в„– 124 в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах определяется также и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила в„– 354).
Согласно пункту 14 Правил в„– 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 31 Правил в„– 354 исполнители в лице управляющей организации обязаны, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, теплоснабжение жилого дома в„– 29 по ул. Черняховского г. Курска в период с 01.01.2013 по 30.04.2015 осуществлялось на основании договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде в„– 2310696 от 09.01.2013, заключенного между ООО "Курская теплосетевая компания" и ООО "Управляющая компания Сеймского округа".
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства, правоотношения, связанные с расчетом и оплатой собственниками помещений в многоквартирном жилом доме стоимости оказанных коммунальных услуг, порождаются только между указанными собственниками и управляющей организацией.
Как следует из оспариваемого предписания, Государственная жилищная инспекция Курской области обязанность по перерасчету размера платы за отопление возложила на ООО "Курская теплосетевая компания", которое не является лицом, оказывающим данные коммунальные услуги, а соответственно не является стороной в спорных правоотношениях.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии вышеуказанного акта требованиям жилищного законодательства.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, жилой дом в„– 29 по улице Черняховского в гор. Курске имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, что исключает возможность установки индивидуальных приборов учета потребляемой тепловой энергии каждым из собственников помещений в данном доме.
Учитывая изложенное, общедомовым прибором учета тепловой энергии, установленном в вышеуказанном доме, фиксируется тепловая энергия, используемая в том числе на общедомовые нужды.
При наличии договора управления жилым домом по улице Черняховского, 29 в гор. Курске, заключенного между собственниками помещений данного дома и управляющей организацией - ООО "Управляющая компания Сеймского округа", ресурсоснабжающая организация - ООО "Курская теплосетевая компания" не вправе предъявлять требования по оплате коммунальных услуг, потребленных на общедомовые нужды, к собственникам помещений.
Указанные требования подлежат предъявлению к управляющей организации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Курская теплосетевая компания" (агент) и ООО "Управляющая компания Сеймского округа" (принципал) был заключен агентский договор в„– 2310696 от 09.01.2013, в соответствии с которым агент по поручению принципала совершает от своего имени, но за счет управляющей организации комплекс необходимых юридических и фактических действий по расчету и сбору с граждан, проживающих в многоквартирных домах, коммунальное обслуживание которых осуществляет управляющая организация, текущих платежей и задолженности, образовавшейся с момента действия настоящего договора за отопление, горячее водоснабжение и общедомовые нужды по отоплению и горячему водоснабжению.
Положения вышеназванного договора порождают права и обязанности только для сторон данного договора, а поэтому не могут распространяться на правоотношения, связанные с определением объема обязательств собственников помещений за оказанные коммунальные услуги и порядок их исполнения.
Кроме того, судебная коллегия считает, что для ООО "Курская теплосетевая компания" оспариваемое предписание является неисполнимым, так как указанное лицо не является стороной в правоотношениях, связанных с оказанием коммунальных услуг, а поэтому не вправе осуществлять перерасчет стоимости данных услуг.
По вышеизложенным основаниям оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным.
В силу изложенного, состоявшиеся судебные акты по настоящему делу, которыми предписание Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.04.2015 в„– 1890 признано недействительным, отмене не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по делу в„– А35-4658/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------