Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.07.2016 N Ф10-2064/2016 по делу N А83-3269/2015
Требование: О признании недействительными предписаний контролирующего органа, приказов.
Обстоятельства: Оспариваемые предписания приняты о проведении карантинных фитосанитарных мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов; о проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт наличия карантинных объектов на землях, используемых заявителем для производства сельскохозяйственной продукции, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. в„– Ф10-2064/2016

Дело в„– А83-3269/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2016
Полный текст постановления изготовлен 06.07.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ильич-Агро Крым" (ул. Кубракова, д. 18, с. Янтарное, Красногвардейский район, Республика Крым, 297030, ИНН 9105010330, ОГРН 1159102027260) - Пустовитенко И.В. - представитель (доверенность от 05.04.2016) и Дегурко Я.В. - представитель (доверенность от 11.08.2015);
от Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (пер. Тихий, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295001) - Бобровского А.С. - представитель (доверенность в„– 17-06/38 от 22.01.2016) и Зыгарь Т.В. - представитель (доверенность в„– 17-06/39 от 22.01.2016);
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь (пр. Октябрьской революции, д. 8, г. Севастополь, Республика Крым, 299057, ИНН 7708810340, ОГРН 1147746347638) - Олейниковой Я.В. - представитель (доверенность от 20.01.2016)
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ильич-Агро Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2015 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Градова О.Г., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу в„– А83-3269/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ильич-Агро Крым" (далее - ООО "Ильич-Агро Крым", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым о признании недействительными и незаконными: акта проверки от 13.07.2015 в„– 017/ЗН-РК; предписаний об устранении выявленного нарушения требований законодательства от 13.07.2015 в„– 5 и в„– 0006; приказов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь от 15.07.2015 в„– 148/од "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима по амброзии полыннолистной" и в„– 149/од "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима по горчаку ползучему".
Определением суда первой инстанции от 11.12.2015 прекращено производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки.
Решением арбитражного суда от 17.12.2015 в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Ильич-Агро Крым", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа уполномоченного должностного лица от 11.06.2015 в„– 98 Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка ООО "Ильич-Агро Крым" на предмет соблюдения обществом карантинных фитосанитарных требований в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения.
По результатам проверки составлен акт от 13.07.2015 в„– 017/ЗН-РК, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В целях устранения данных нарушений Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым в адрес ООО "Ильич-Агро Крым" были направлены предписания:
- от 13.07.2015 в„– 5 о проведении карантинных фитосанитарных мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов;
- от 13.07.2015 в„– 0006/ЗН-РК о проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений).
Кроме того, вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для принятия Управлением Россельхознадзора по Республике Крым и городу Севастополь приказов:
1) от 15.07.2015 в„– 148/од "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима по амброзии полыннолистной", которым установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по карантинному объекту - амброзии полыннолистной на землях, используемых ООО "Ильич-Агро Крым", на площади 5010,54 га согласно приложениям 1, 2; утвержден план мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинного объекта по приложению 3;
2) от 15.07.2015 в„– 149/од "Об установлении карантинной фитосанитарной зоны и карантинного фитосанитарного режима по горчаку ползучему", которым установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по карантинному объекту - горчак ползучий на землях, используемых ООО "Ильич-Агро Крым", на площади 893,2 га согласно приложениям 1, 2; утвержден план мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинного объекта по приложению 3.
Не согласившись с указанными актами органов государственного надзора, ООО "Ильич-Агро Крым" обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель землепользователи, арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от сорных растений, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений); осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать иное негативное воздействие на земли и почвы.
Нормы Федерального закона от 21.07.2014 в„– 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон в„– 206-ФЗ) направлены на обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 "О карантине растений" (далее - Закон о карантине растений) основными задачами государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) являются:
1) обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории Российской Федерации;
2) контроль за соблюдением гражданами, юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области карантина растений.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 и части 5 статьи 8 Закона о карантине растений должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, имеют право выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению безопасности государства, предотвращения причинения вреда окружающей среде и ее компонентам, в том числе растениям, в том числе предписания о проведении карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов; такие предписания обязательны для исполнения.
В соответствии со статьей 19 Закона о карантине растений карантинный фитосанитарный режим может быть введен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, либо его территориальным органом в случае выявления заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами.
В случае подтверждения информации о заражении и (или) засорении подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган в течение одного дня со дня получения результатов лабораторных исследований в области карантина растений принимает решение:
1) о введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны;
2) о нецелесообразности введения карантинного фитосанитарного режима и установления карантинной фитосанитарной зоны.
Карантинная фитосанитарная зона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на земельных участках в границах очага карантинного объекта, включая буферную зону очага карантинного объекта, с учетом соответственно их площади, рельефа местности, конфигурации земельных участков, биологических особенностей карантинного объекта, анализа фитосанитарного риска, в том числе потенциальной опасности распространения карантинного объекта вследствие естественных причин, связанных с погодными условиями, паводков или иных природных факторов.
Лабораторные исследования в области карантина растений представляют собой исследования проб и (или) образцов подкарантинной продукции в целях выявления наличия или отсутствия в ней признаков заражения и (или) засорения карантинными объектами и проводятся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными национальным органом по аккредитации на право проведения лабораторных исследований в области карантина растений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для каждого вида подкарантинной продукции Правительство Российской Федерации определяет перечень лабораторных исследований в области карантина растений с указанием сроков их проведения, необходимых и достаточных для подготовки аккредитованными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции (ч. 1 и ч. 2 ст. 26 Закона о карантине растений).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, при проведении проверки земель сельскохозяйственного назначения, используемых ООО "Ильич-Агро Крым", выявлены очаги амброзии полыннолистной на площади 419,89 га, очаги горчака ползучего на площади 17,2 га.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.12.2014 в„– 501 амброзия полыннолистная и горчак ползучий включены в перечень карантинных объектов.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что в ходе проверки исследования в области карантина растений контролирующим органом проведены в установленном законом порядке, основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем не подлежат переоценке в порядке кассационного производства по делу.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности органом надзора факта наличия карантинных объектов на землях, используемых ООО "Ильич-Агро Крым" для производства сельскохозяйственной продукции.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, ООО "Ильич-Агро Крым", наряду с вышеизложенным, считает, что органом надзора спорная проверка проведена с нарушением требований, предусмотренных нормами Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон в„– 294-ФЗ).
В частности, по мнению заявителя кассационной жалобы, отсутствие согласования с органами прокуратуры о проведении спорной внеплановой выездной проверки ООО "Ильич-Агро Крым", влечет за собой недействительность результатов данной проверки.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона в„– 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны.
Частью 5 статьи 22 Федерального закона от 29.11.2014 в„– 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, проведение оспариваемой проверки было согласовано с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по делам Крыма.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно отказал ООО "Ильич-Агро Крым" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.12.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А83-3269/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ильич-Агро Крым" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------