Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.07.2016 N Ф10-2105/2016 по делу N А09-10074/2015
Требование: О взыскании оплаты выполненных работ по договорам на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников.
Обстоятельства: Истец оказал услуги по изготовлению и установке надгробных памятников бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Выполненные работы не были оплачены комиссариатом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт оказания ритуальных услуг, а также их стоимость установлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. в„– Ф10-2105/2016

Дело в„– А09-10074/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 июля 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Козелкина И.И.
судей Егоровой С.Г., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии в заседании:
от ООО "Ритком": не явились, извещены надлежаще;
от Военного комиссариата Брянской области: не явились, извещены надлежаще;
от Министерства обороны РФ: Пискуновой Л.В. - представителя (доверенность от 25.09.2015 в„– 212/1/309),
от иных третьих лиц: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 10 декабря 2015 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по делу в„– А09-10074/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (далее - истец, общество), ИНН 3233502175, ОГРН 1093254002962, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к военному комиссариату Брянской области (далее - ответчик, комиссариат), ИНН 3234019700, ОГРН 1033265001835, о взыскании 271 100 руб. в счет оплаты выполненных работ по договорам на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство), Филимонова Мария Ивановна, Ылясова Елена Сергеевна, Агапова Елена Петровна, Скотникова Надежда Николаевна, Сапегина Людмила Викторовна, Красин Николай Дмитриевич, Крючков Виктор Николаевич, Нехаева Анна Андреевна, Позднякова Валентина Викторовна, Самонченко Сергей Евгеньевич, Терещенко Мария Антоновна, Головачева Вера Ивановна.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10 декабря 2015 года (судья Зенин Ф.Е.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года (судьи Волкова Ю.А., Рыжова Е.В., Капустина Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных актов.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что настоящее дело должно быть рассмотрено в рамках главы 24 АПК РФ. По мнению заявителя жалобы, ФЗ в„– 5-ФЗ "О ветеранах", принятый 12.01.1995 не предусматривает меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников. Кроме того, в Указе Президента РФ от 15.10.1992 в„– 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники ВОВ; поскольку с выходом ФЗ "О ветеранах" для инвалидов и участников ВОВ предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 указанного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, где отсутствует льгота в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей иных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Минобороны РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, истец оказал услуги по изготовлению и установке надгробных памятников бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а именно: Богодеровой Зинаиде Евдокимовне, Бусаленко Юлии Даниловне, Воронцовой Нине Михайловне, Головачевой Вере Сергеевне, Гришину Дмитрию Васильевичу, Красиной Зинаиде Егоровне, Крючковой Татьяне Васильевне, Переверзеву Андрею Васильевичу, Позднякову Виктору Митрофановичу, Самонченко Дине Павловне, Товарчи Татьяне Исидоровне, Сизовой Галине Афанасьевне на общую сумму 271 100 рублей.
Поскольку выполненные обществом работы не были оплачены комиссариатом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 в„– 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее - Указ в„– 1235) предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма - аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Этим же Указом установлено, что определение порядка выдачи удостоверений о праве на эти льготы и подготовка разъяснений по применению Указа возложены на Министерство социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
Положениями пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В силу статьи 24 Федерального закона в„– 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон в„– 5-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон в„– 8-ФЗ).
Федеральным законом от 30.05.2001 в„– 64-ФЗ положения статьи 11 Закона в„– 8-ФЗ дополнены частью 5, устанавливающей, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 в„– 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 в„– 1609 (далее - положение в„– 1609), одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Указанная позиция отражена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 по делу в„– А09-8076/2013.
Суды правильно указали, что при изложенных обстоятельствах истец вправе претендовать на выплату ему суммы, израсходованной на организацию похорон указанным лицам за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт оказания обществом ритуальных услуг, а также их стоимость судами установлены, в свою очередь, доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, в связи с чем исковые требования обоснованно удовлетворены.
Статьей 5 Закона в„– 8-ФЗ установлено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Согласно статье 6 Закона в„– 8-ФЗ в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
В данном случае истец, взявший на себя обязанность по оказанию услуг по погребению погибшего (умершего), а также изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить уполномоченным лицам расходы на погребение, изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим лицам перечисленных категорий.
Закон в„– 5-ФЗ и Закон в„– 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов на погребение погибшего (умершего) по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по погребению погибшего (умершего), увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату услуг по захоронению (ритуальных услуг), памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 в„– 5622/09.
Судом апелляционной инстанции обоснованно не принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что категория - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в Законе в„– 5-ФЗ отсутствует, а статьи 14 и 15 Закона в„– 5-ФЗ не предусматривают для участников и инвалидов ВОВ такой льготы, как оплата расходов на ритуальные услуги, в связи с чем бюджетом не предусмотрено выделение денежных средств Минобороны на погребение, изготовление и установку надгробных памятников бывшим несовершеннолетним узникам, поскольку приведенный довод противоречит положениям статьи 24 Закона в„– 5-ФЗ, статьи 11 Закона в„– 64-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 в„– 460.
Довод заявителя жалобы о том, что настоящее дело должно быть рассмотрено в рамках главы 24 АПК РФ основан на неправильном понимании возникших правоотношений.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения и постановления не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 10 декабря 2015 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по делу в„– А09-10074/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.

Председательствующий
И.И.КОЗЕЛКИН

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА


------------------------------------------------------------------