Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2016 N Ф10-2233/2016 по делу N А83-1974/2015
Требование: О признании недействительным представления.
Обстоятельства: В качестве бюджетного правонарушения службой финансового надзора квалифицирован факт несоответствия размера уставного капитала предприятия, отраженного в учредительных документах, размеру уставного капитала, учитываемому в регистрах бухгалтерского учета предприятия. Для устранения нарушений в адрес предприятия службой финансового надзора направлено соответствующее представление.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательства, свидетельствующие о поступлении предприятию в проверяемом периоде бюджетных средств, порядок использования которых мог бы являться предметом проверки органом финансового надзора, не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. в„– Ф10-2233/2016

Дело в„– А83-1974/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2016
Полный текст постановления изготовлен 12.07.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при участии в заседании:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (ул. Кирова, д. 28, г. Керчь, Республика Крым, 298312) - Красильниковой В.З. - представитель (доверенность в„– 3 от 12.01.2016);
от Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
при ведении протокола судебного заседания в суде кассационной инстанции помощником судьи Кузиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 (судья Осоченко И.К.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу в„– А83-1974/2015,

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - ГУП РК "Крымские морские порты") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора) о признании недействительным представления от 01.04.2015 в„– 08-14/1039.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 решение суда первой инстанции от 25.11.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба финансового надзора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенное в жалобе, заслушав объяснения представителя ГУП РК "Крымские морские порты", судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании поручения Главы Республики Крым и Председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 в„– 01-62/3586 специалистами Службы финансового надзора Республики Крым в период с 22.12.2014 по 30.01.2015 была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" за период деятельности с 26.03.2014 по 30.11.2014. По результатам проведенной проверки был составлен акт от 20.02.2015 в„– 08-22/3, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, по результатам проверки признаны незаконными выплаты командировочных расходов работникам предприятия за период с июня 2014 года по ноябрь 2014 года на общую сумму 44 100 рублей, произведенные ГУП РК "Крымские морские порты".
Основанием для указанных выводов проверяющих послужил факт нахождения работников предприятия в командировке в пределах одного рабочего дня.
Кроме того, по результатам проверки признаны неправомерными произведенные гражданину Прийма В.С. выплаты заработной платы и компенсаций в общей сумме 427 544,14 руб., принятому в качестве водителя ГУП РК "Крымские морские порты", в связи с отсутствием у предприятия транспортных средств.
В качестве бюджетного правонарушения Службой финансового надзора квалифицирован факт несоответствия размера уставного капитала ГУП РК "Крымские морские порты", отраженного в учредительных документах, размеру уставного капитала, учитываемому в регистрах бухгалтерского учета предприятия.
Для устранения вышеизложенных нарушений в адрес предприятия Службой финансового надзора направлено соответствующее представление от 01.04.2015 в„– 08-14/1039.
Не согласившись с указанным актом, ГУП РК "Крымские морские порты" обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" бюджетное законодательство Российской Федерации применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
До 1 января 2015 года бюджетные правоотношения, за исключением правоотношений по составлению проектов бюджета Республики Крым, бюджета города федерального значения Севастополя и местных бюджетов на 2015 год, их рассмотрению и утверждению, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Настоящий кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Согласно статье 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при санкционировании операций являются:
контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;
контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, содержащемся в предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с Положением о Службе финансового надзора Республики Крым (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), утвержденном Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 в„– 170, Служба финансового надзора Республики Крым (Крымфиннадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Крым; осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым, а также по иному контролю согласно поручениям Главы Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 в„– 285 утвержден Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее - Порядок в„– 285).
Согласно пункту 4 Порядка в„– 285 (в редакции, действовавшей до 11.03.2015) объектами контрольных мероприятий являются:
объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, - при реализации Службой полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
заказчики, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок, - при реализации Службой полномочий, закрепленных за органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок;
застройщики - получатели денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Республики Крым;
региональные операторы - получатели средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта.
Как указано выше, предметом спорной проверки, проведенной Службой финнадзора Республики Крым, являлась финансово-хозяйственная деятельность ГУП РК "Крымские морские порты".
В ходе судебного разбирательства органом финансового надзора не были представлены суду доказательства, свидетельствующие о том, что спорные выплаты ГУП РК "Крымские морские порты" осуществляло за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что факты выплат ГУП РК "Крымские морские порты" денежных средств своим работникам не относятся к бюджетным правоотношениям.
Порядок учета уставного капитала государственного унитарного предприятия также не порождает каких-либо бюджетных правоотношений.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о поступлении ГУП РК "Крымские морские порты" в проверяемом периоде бюджетных средств, порядок использования которых мог бы являться предметом проверки органом финансового надзора.
Учитывая изложенное, Служба финансового надзора Республики Крым не была наделена полномочиями по проверке хозяйственной деятельности унитарных предприятий, а поэтому по результатам такой проверки орган финансового надзора не вправе направлять представления таким хозяйствующим субъектам об устранении выявленных нарушений, не связанных с бюджетными правоотношениями.
При таких обстоятельствах спора судом обоснованно удовлетворены заявленные требования ГУП РК "Крымские морские порты".
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 по делу в„– А83-1974/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------